Володя рос в суровое время Великой Отечественной, в годы восстановления страны.
Происхождение и рождение
Владимир родился 24 июня 1939 года в Москве в рабочей семье. Жили Пеньковы в Хамовниках. Андрей Никитич работал слесарем, Татьяна Владимировна трудилась на фабрике.
Мама была глубоко верующая, сама приехала в Москву, чтобы уйти в монастырь. Отец был верующим человеком, но менее воцерковленным.
Семья
Когда началась война, мама с сыном и сестрами уехали в Липецкую область в родительский дом. Взрослые уходили на работу. Малыш большую часть времени проводил на печке.
Некоторые события врезались в память мальчика. Вот он наблюдает, как мама молится перед иконами, вскинув руки: «Господи, помоги! Заступись, Пресвятая Богородица! Нечем печь топить. Дрова закончились».
Заходит в избу тетка, падает рядом на колени и уже благодарит Господа. Оказалось, что нашлись два поленца. Мать протопила печку и ушла на работу. Сын остался в тепле. В своих рассказах батюшка вспоминал, мол, как на Кавказе лежал.
Видел, как мимо их дома шли с оккупированных территорий потерявшие все люди. Словно нищие брели, не зная, куда идут. Смотрели и не видели ничего кругом. Однажды мама позвала их в дом и накормила неким подобием каши из крупы, которую получали в колхозе.
Когда сестры вернулись с работы, призналась, что еды почти не осталось — все отдала. Пришла из кухни с чугунком потрясенная: он оказался полным. Во время еды никто не мог говорить, все плакали. Иначе как чудом такое не назовешь.
Тяготы военного времени укрепляли веру Владимира (будущего Венедикта) в Бога. Она была простая. Детская, но искренняя.
Фронт находился недалеко от деревни, где они жили. Когда советские солдаты заходили в деревню, маленький Володя считал своим долгом что-то сделать для них. И пел песни до хрипоты.
Володя рос внимательным. Однажды на деревенских посиделках услышал рассказ, как копали могилу для умершей и задели соседний гроб. Приоткрыли его, а тело там лежит перевернутое. Видимо, похоронили женщину живую. Впечатлительный мальчик ярко представил себе картину.
Когда возвращались домой, еле брел и все расспрашивал маму, мол, я помирать буду. Мама спешила: «Помрешь, не беспокойся». Мальчик не унимался: «Я помру, ты сделаешь мне гроб с накатом?» «Вот еще барин нашелся. Иди быстрей», — торопит сына. Почувствовав его тревогу, присела рядом и уверила, что он никогда не умрет, только надо слушаться. Радость селилась в сердце малыша: мама пообещала, что он не умрет. Эту историю священник Венедикт положил в основу одной из своих проповедей на Пасхальной неделе.
После войны вернулись в Москву, жили в бараке у Новодевичьего монастыря. Мама брала детей (в семье росла еще сестренка Наташа) на службу, водила к причастию.
В семь лет мальчик пошел в начальную мужскую школу. Учился всегда на «отлично», помогал товарищам. Хорошо рисовал и участвовал в выпуске стенгазет. Занимался спортом, любил природу. В сарае отец сделал мастерскую: сын часто там что-то изобретал.
Брат заботился о сестре, всегда из школы старался приносить ей гостинцы. У него появилась тетрадочка, в которую он записывал молитвы. И Володя, и Наташа всегда носили нательные крестики, вложенные в потайные карманчики.
Юношеские годы и молодость
После школы сразу пошел в училище: средств в семье не хватало, надо было помогать родителям. Вскоре стал работать электриком. С первой зарплаты купил подарки всем родным.
К этому времени относится еще один чудесный случай. Володя работал в парке Горького на электрическом столбе. По неосторожности получил удар, упал вниз, но остался невредим.
Читайте также: Христианские фильмы для всей семьи. Топ 12
Семья жила тогда на Профсоюзной. Рядом была автобаза, куда Владимир устроился на работу. Продолжал ходить в храм, интересовался всем, что связано с религией. Специальной же литературы никакой не было. Узнал, что у одного мастера есть Евангелие. Юноша подошел и попросил почитать, тот отнесся настороженно. Но увидел, что просьба идет от чистого сердца, и дал книгу с условием — к утру вернуть.
Владимир бегом вернулся с работы. Подумал, что прочитает и забудет. Взял тетрадь и начал переписывать Евангелие от Матфея. Ночь прошла без сна. Когда утром возвращал книгу, признался, что всю не прочитал, но переписал кое-что. Показал тетрадь. Коллега был поражен и подарил Евангелие. Юноша видел свое предназначение в служении Богу. Мастер же ему и посоветовал ехать в Лавру: там все начинается.
Желание идти в монастырь оформилось. Но тут же начались и сомнения — как я оставлю маму, сестру. Помыслы в правильности принятого решения были настолько трудными, что иногда Владимир чувствовал физическую боль, словно уколы в сердце. В такие минуты он уходил в ванную, чтобы родные не видели его переживаний.
От искушения и уныния спасался молитвами. Чувство тяготы становилось меньше. Однажды приснился сон: увидел Лавру. На горнем месте сидела девушка с обликом Божией Матери и говорила, что ему выпал большой выигрыш. Это она подавала ему знак. А выигрыш был в том, что в Троице-Сергиевой Лавре Владимир попал на послушание к отцу Кириллу и отцу Науму.
Духовное образование
Володя читал книги о святых и хотел идти в подвижники. Рассказывает, что когда он вошел в Лавру, у ворот стояла женщина и выкрикивала, показывая рукой направление: «Кому в монахи — туда (на Лавру). Кому в подвижники — туда (на Академию)».
Юноша шел в подвижники, вот и отправился в сторону учебного заведения. Попал на собеседование к ректору Филарету. В 1964 году он легко поступил в семинарию.
Зато со стороны надзорных органов началось давление. Родителей на работе отчитывали на собраниях. Мама все равно была довольна выбором сына. А вот отец ругался. Но Владимир никогда не пререкался с родителями, хотя тяжело переживал, что папа редко бывает в церкви.
В семинарии он был добрым товарищем, помогал однокурсникам постигать знания. В его келье постоянно жили голуби. Отец Наум побуждал к чтению. Давал вечером книгу страниц 200 — 300, а с утра спрашивал, понравилась или нет. Удивлялся, если слышал, мол, времени было мало — вся ночь.
Раздумий о дальнейшей учебе не было — идти в Московскую духовную академию. Кандидат богословия Владимир Пеньков закончил ее в 1973 году.
В 1968 году зачислен в число братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
Нес самые разные послушания:
заведовал библиотекой монастыря;
помогал вести казначейские и бухгалтерские дела;
пел на клиросе;
был духовником мирян.
К любому делу относился очень ответственно.
Монашеский постриг
На последнем курсе академии архимандрит Платон, выделявший пытливого старательного студента, сказал, что завтра пострижен его в монахи с красивым именем Венедикт. Молодой человек был не очень доволен именем, в чем и признался наставнику. В ответ услышал, мол, тогда Пудом назову.
Часто перед принятием того или иного решения Владимир обращался с горячей молитвой к Господу в надежде получить знак. Как правило, видел сны. В этот раз ночь прошла без сновидений.
Утром пошел в храм на службу. Старший пономарь встретил и рассказал, что видел про него сон, в котором спускается с неба золотой крест, и нести его должен Владимир. Этого хватило для принятия решения.
Вскоре последовали события:
8 октября 1969 года рукоположен в сан иеродиакона;
9 октября 1972 года рукоположен в сан иеромонаха;
в 1991 году — в сан архимандрита.
Обращался в самых разных случаях к Богу за вразумлением.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев