В 60-х годах проходила очередная реформа школьного дела
Мы побывали на улице Нагорной, заглянули в небольшие домики спецпереселенцев, рассказали о кое-каких семьях. Отправимся дальше. Но прежде, чем пойти на улицу Центральную (в самом начале она звалась Народной, сейчас носит имя известного бурового мастера, Героя Социалистического труда Николая Борисовича Мелик-Карамова), заглянем в двухэтажное деревянное здание, где располагалась Сургутская средняя школа № 1, построенная в конце 50-х годов прошлого столетия.
В шестидесятых годах школа была действительно одна из крупнейших в округе – свыше 800 учащихся. Два интерната. Национальный – для детей ханты, манси, ненцев – насчитывал до 100 человек, его возглавляла опытный педагогЛидия Васильевна Вокальчук. Дети в интернате жили на полном государственном обеспечении.
В интернате для русских проживали 20 человек, это были дети из деревень района. Учителями и воспитателями трудились 60 человек – люди разных возрастов, характеров, жизненного опыта.
Директора здесь менялись каждый год, а то и не один раз в году. В недавнем прошлом школу возглавляли Андрей Николаевич Сибирцев, заведующий районо, и директор вечерней школы Михаил Яковлевич Бубновский, человек с солидным педагогическим стажем и опытом.
В 1960 году педагогический коллектив возглавил молодой учитель истории Виктор Бирюков, проживающий в данный момент в Тюмени. В сентябре этого года мы в очередной раз встретились, чтобы «поковыряться» в памяти – вспомнить, как выразился Виктор Павлович, «дом, согревающий душу»: «Когда бываю в Сургуте у дочери и внуков, обязательно прохожу мимо этого старого здания, и на душе как-то теплее становится. Скажу прямо: сначала было трудновато, мне впервые приходилось не только трудиться в таком крупном коллективе, но и возглавлять его. Кроме того, на меня свалилась масса хозяйственных дел. Водяное отопление с автономной котельной было делом новым на Севере. Систему отопления несколько раз размораживало, и надо было уметь предотвратить это. Я с первого же дня с головой окунулся в новую работу и по 16 часов не выходил из школы», - вспоминает 82-летний земляк.
Надежной помощницей и опорой для директора в этот период была завуч школы Мария Николаевна Загваздина. Она первый год работала в этой школе завучем, но имела достаточный, можно сказать, врожденный педагогический такт, целеустремленность, умела быть объективной в оценке работы, несмотря на свою молодость – ей было около 30 лет.
Бирюков хорошо понимал: чтобы объединить коллектив, надо привести его работу в четкую систему взаимодействия всех форм учебно-методической, воспитательной, учебно-производственной и хозяйственной деятельности. Дело в том, что
в те годы проходила очередная реформа школьного дела, и учебное заведение было преобразовано в одиннадцатилетнюю среднюю школу с производственным обучением. А базы никакой не было.
«Мы с Марией Николаевной засели за разработку плана работы школы на учебный год. На это ушло не менее месяца. Мы стремились уйти от шаблона, декларативных формулировок, методических призывов и иных лозунгов, которыми изобиловали рекомендуемые в то время планы работы в различных методических пособиях. Только конкретные мероприятия, сроки и ответственные за исполнение, но все подчинено общей цели. Такой план появился и был утвержден на педсовете. Началась ежедневная кропотливая работа…», - рассказал 82-летний земляк.
Шефом школы была определена Сургутскаянефтеразведочная экспедиция во главе с Фарманом Салмановым.
«Захожу однажды к нему в кабинет. – Э, комсомол пришел. Проходи дорогой! – с кавказским радушием встретил меня Фарман Курбанович. Сам пододвигает стул, приглашает садиться. – Ну как ты на новом месте? Давай, помогай нам кадры готовить. Экспедиции люди нужны. Нефть сургутскую открывать будем.
- Что надо конкретно! – перебивает нетерпеливый Салманов. – На первый случай нужны трактор, автомобиль, а также станки – токарный, два-три сверлильных, мастерскую будем строить своими силами.
На счастье руководства школы, а на несчастье лесников весной в половодье напротив Сургута бурей разбило караван с лесом, разбросало плоты по бревнам по берегам Оби, забило в протоки, в том числе загнало в Сайму, почти к самой школе. В райисполкоме директор договорился, чтобы им не препятствовали, если выловят сколько-то леса. Учителя труда Федор Федорович Менщиков, Владимир Дмитриевич Донских на собственных лодках с подвесным мотором принялись за дело. К ним подключили завхоза Домашова, вновь принятого преподавателя по тракторам и машинам, дипломированного механика Александра Васильевича Гордеева.
Через некоторое время на берегу разлившейся Саймы, напротив школы, появились штабеля строевого леса. Его перевезли на территорию. Ребята-старшеклассники под руководством учителей труда, начали ошкуривать лес, готовить бревна. В экспедиции дали цемент, кирпич под фундамент, директор собственноручно сделал чертеж будущего строения.
К осени в глубине территории школы выросла мастерская на два цеха – столярный и слесарный, они же классы для производственного обучения. В слесарном цехе поставили два токарных станка, три или четыре сверлильных, типовые верстаки вдоль стен, набор инструментов по работе с металлом. В столярном – набор станков по работе с деревом. Во дворе рядом с мастерской стояли трактор С-100 и автомобиль ГАЗ-63, на котором также развозили дрова к квартирам учителей.
«Много лет спустя мне довелось встретиться с выпускником нашей школы, заместителем генерального директора Тюменского моторного завода Владимиром Бабкиным, - говорит Владимир Павлович, - Он хорошо отозвался о том, что ему дало производственное обучение в школе, как прививалось чувство ответственности за порученное дело. При этом вспомнил, как,
овладевая специальностью тракториста в школе, однажды при развороте раздавил бочку с моторным маслом, за что получил нагоняй».
Девочек старших классов готовили по специальности швея. Для этого оборудовали класс, приобрели необходимое количество швейных машин. По окончании школы вместе с аттестатом зрелости выпускникам вручали свидетельство о присвоении соответствующей рабочей квалификации.
Деловые отношения сложились и с местным совхозом «Юганский». На окраине Сургута между поселком, районной больницей и Саймой, на месте нынешнего здания районной администрации, узла связи и прилегающих к ним кварталов микрорайона ГРЭС, было картофельное поле площадью 30 гектаров. Школа взяла над этим полем шефство. Учащиеся пропалывали, обрабатывали и убирали на этом поле картофель. Заработанные деньги поступали в распоряжение ученического и родительского комитетов, и на них закупали необходимое оборудование для производственного обучения, в том числе и швейные машины, оказывали помощь остро нуждающимся учащимся, выделяли средства на проведение наиболее крупных общешкольных мероприятий.
Преподаватели школы стремились, чтобы учащиеся полнее знали о жизни своего Сургута, района. На уроках и классных часах, внеклассных мероприятиях часто выступали специалисты нефтеразведочных экспедиций, в том числе Фарман Салманов, совхоза, рыбокомбината, леспромхоза, секретари райкома партии.
А особенно учителя и ученики следили за работой экспедиции – всем хотелось как можно быстрее найти сургутскую нефть…
Прощаясь с Владимиром Павловичем, я все-таки воздержалась от информации о предполагаемом намерении властей Сургута о сносе здания школы. Не хотелось расстраивать пожилого учителя, ветерана округа, награжденного орденами Трудового Красного Знамени, «Знаком Почета», медалями.
Людмила Захарова (СИА-ПРЕСС)
--------------------------------------------------------------------------------
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1