Мария Склодовская-Кюри – одна из самых уникальных женщин в истории мировой науки. Она стала первой женщиной – лауреатом Нобелевской премии, первым ученым, дважды удостоенным этой премии, и единственным человеком, который получил Нобелевскую премию по двум разным наукам - физике и химии.
Мария Склодовская родилась в благородной польской семье 7 ноября 1867 года в Российской империи. Читать Маня, как её называли близкие, научилась в 4 года. И очень рано начала проявлять интерес к книгам по физике и математике.
В те времена в России женщина не могла получить высшее образование – запрещал Университетский устав. Поэтому учиться Мария поехала в Париж, имея в активе лишь варшавскую гимназию, оконченную с золотой медалью, опыт работы гувернанткой и блестящие способности. В 24 года Мария знала, помимо польского и русского, латинский и греческий языки, говорила по-французски, по-немецки и по-английски. Конечно же, она поступила! На факультет естественных наук Сорбонны.
Мария получила два диплома лицензиата с отличием, по физике и по математике. На способную выпускницу обратили внимание: Общество поощрения национальной промышленности поручило ей исследовать магнитные свойства различных сортов стали.
Для проведения этой работы было необходимо найти пространство. И профессор Ковальский познакомил Марию с Пьером Кюри, молодым многообещающим физиком, в надежде, что тот поможет ей найти необходимое помещение для проведения экспериментов.
Молодые люди сразу понравились друг другу, и вскоре Пьер сделал Мари предложение. Через два года после свадьбы Мари родила дочь Ирен.
Мари успевала сидеть с ребёнком и одновременно заниматься наукой. Тема нового исследования пришла неожиданно. Внимание Мари привлекло таинственное излучение урановой руды – более мощное, чем у чистого урана. Что, если в руде скрыт новый, неизвестный науке элемент? Для экспериментов требовалась лаборатория. Но руководство Сорбонны отказалось выделить помещение. Тогда Мари и Пьер заняли старый сарай – во дворе медицинского факультета. Он когда-то был институтским моргом.
Четыре года Кюри пытались выделить из урановой руды неизвестный излучающий элемент.
В сентябре 1902-го Мари удалось выделить 0,1 г чистой соли нового вещества. Они с Пьером назвали его «радием». Так начался путь Марии Кюри к диагнозу «апластическая анемия», смерти и... к бессмертию.
В 1903 году Мари защитила диссертацию по теме «Исследование радиоактивных веществ». На ужине в честь этого события Пьер гордо показал собравшимся колбу со светящейся солью радия. Обычно эта колба висела в их спальне как ночник. Если 10 минут подержать колбу в руке, получается лёгкий ожог. Любопытный эффект! В результате ожогов, которые она постоянно получала во время работы, Мария Кюри пришла к выводу, что есть возможность удалить поверхностную опухоль при помощи радия.
Кюритерапия – именно так, в честь Мари Кюри, назвали новое направление в лечении злокачественных новообразований, основанное на использовании радиоактивного излучения. Сегодня это называется лучевой, или радиотерапией.
Укладки, содержащие радиоактивный компонент, применяются в онкологии до сих пор. Только в качестве источника излучения используется уже не дорогостоящий радий, а, например, кобальт-60.
Первые успехи в лечении опухолей посредством радиации породили всеобщий ажиотаж: публика увидела в радии источник вечной жизни. Радий стали рекламировать как панацею от всех болезней!
Многие коммерсанты делали огромные состояния на торговле чем угодно, лишь бы с радием. Но никакой коммерческой выгоды из открытия радия семья Кюри не извлекла. Впрочем, Нобелевскую премию по физике супруги Кюри всё же получили, хотя долгое время Нобелевский комитет отказывался включать Марию Кюри в список лауреатов, потому что она – женщина.
Получая Нобелевскую премию, Пьер Кюри сказал, что, попав в плохие руки, свойства радия могут причинить вред человеку, и произнес: «Встает вопрос: сможет ли человечество получить пользу, узнав секреты природы?» Он напомнил аудитории, что Альфред Нобель — тот самый человек, в честь которого была названа премия, создал премию на средства, которые получил за изобретение динамита. Нобель показал, что, с одной стороны, взрывы могут поддерживать благосостояние, а с другой стороны, привести к смерти. Пьер также сказал:
«Я из тех, кто, как и Нобель, верит, что человечество почерпнет больше хорошего, чем плохого, от моих открытий».
Мария стала первой женщиной-лауреатом и оставалась единственной до 1935 года, когда Нобелевской премии была удостоена её дочь Ирен. При вручении премии возник ещё один спорный вопрос о том, к какой дисциплине относятся работы о радиоактивных веществах — к физике или химии. Пьер Кюри и Беккерель были физиками, но работа, которую провела Мария, лежала в основном в области химии. Кроме того, сделанные открытия вносили изменения в чисто химические понятия о природе и стабильности элементов. В итоге им вручили премию по физике, хотя Академия не исключала присуждение в будущем ещё одной премии — по химии. После присуждения премии супруги Кюри получили возможность оснастить свою лабораторию необходимой аппаратурой и купить в свою квартиру ванну.
Вторая дочь, Ева, родилась 6 декабря 1904 года. К тому времени материальное положение семьи значительно улучшилось. Пьер стал профессором физики в Сорбонне, а Мария работала у своего супруга заведующей лабораторией. Она вынуждена была нанимать гувернанток для ухода за дочерьми.
Ева стала журналисткой, музыкантом и общественным деятелем, дожив до 102-летнего возраста. Она написала биографию своей матери, ставшую бестселлером в США и получившую национальную книжную премию. С 1962 по 1965 год возглавляла ЮНИСЕФ в Греции. Ева единственная из всей семьи не стала лауреатом Нобелевской премии.
В апреле 1906 года Пьера Кюри насмерть сбил конный экипаж, когда он переходил улицу. Мария в течение нескольких месяцев находилась в тяжелейшей депрессии. После гибели мужа она была назначена на его место в Парижском университете и 5 ноября 1906 года начала своё первое занятие, став первой в истории университета и Франции в целом женщиной-преподавателем. В 1908 году она стала профессором и получила кафедру. В 1910 году кандидатура Марии Кюри была выдвинута на выборах во Французскую академию наук. Поскольку до этого ни одна женщина не избиралась членом Академии, выдвижение сразу же привело к жёсткой полемике между сторонниками и противниками её членства в этой консервативной организации.
В результате через несколько месяцев кандидатура Марии Кюри была отвергнута на выборах в январе 1911 года с перевесом всего в два голоса, по другим данным — в один голос. После этого Мария категорически отказалась выдвигать свою кандидатуру для избрания в академию. Также в 1910 году она отказалась от предложенного ей правительством Ордена Почётного легиона. С 1911 года и до самой смерти Мария Склодовская-Кюри была постоянным участником Сольвеевских конгрессов по физике. В 1910—1911 годах, через четыре года после смерти мужа, у Кюри возник роман с её давним знакомым, бывшим учеником Пьера Кюри, физиком Полем Ланжевеном. Он был младше Марии на 5 лет, женат и воспитывал четырёх детей. Во время романа к жене Поля Жанне попала часть писем Марии её мужу, и она начала шантажировать обоих. Свояк Поля, редактор парижского журнала опубликовал эти письма. Когда разразился скандал, Мария была на конференции в Бельгии. По возвращении перед своим домом Кюри обнаружила разгневанную толпу, так что ей с дочерьми пришлось срочно скрываться у своей подруги, писательницы Камиллы Марбо. Началась газетная травля Кюри. Ланжевен вызвал одного из журналистов на дуэль, которая закончилась ничем (оба отказались стрелять). Ева Кюри в своей книге скрыла эти факты биографии матери, из-за чего подверглась критике со стороны рецензентов. В это время Альберт Эйнштейн написал Кюри письмо со словами поддержки: "Если эта чернь будет донимать тебя, просто перестань читать эту ерунду. Оставь это для гадюк, для которых эта история и была сфабрикована."
В 1911 году Мария Кюри получила Нобелевскую премию по химии «за выдающиеся заслуги в развитии химии: открытие элементов радия и полония, выделение радия и изучение природы и соединений этого замечательного элемента». Мария Кюри стала первым — и на сегодняшний день единственной в мире женщиной — дважды лауреатом Нобелевской премии. Однако даже присуждение Марии осенью второй Нобелевской премии не остановило обсуждение в прессе её личной жизни.
Несмотря на это, Мария поехала на церемонию в сопровождении своей дочери Ирен и сделала доклад о своих работах, который посвятила памяти мужа, считая, что премия по заслугам принадлежит и ему.
После награждения в декабре 1911 года Марию поразила болезнь почек и очередная тяжёлая депрессия. Она перенесла операцию и лечилась в частной клинике под чужим именем. Не желая возвращаться во Францию, Мария приняла приглашение физика Герты Айртон пожить некоторое время в Англии, куда прибыла под фамилией Склодовская. Герта была едва ли не единственным учёным, оказавшим ей помощь. Ланжевен в итоге помирился с женой, однако научные и дружеские отношения с Марией сохранил до самой её смерти.
Последние 10 лет жизни Мари Кюри страдала от постоянного упадка сил, причину которого никак не удавалось установить. О том, что радий может быть опасен, врачи и учёные ещё долго не догадывались. Смерть Марии Склодовской-Кюри от апластической лучевой анемии наступила 4 июля 1934 года. Ее похоронили вместе с мужем, но в 1995 году прах супругов Кюри торжественно перенесли в парижский Пантеон.
Прошло уже почти 100 лет, а ее личные вещи, включая одежду, мебель, книги и дневники, до сих пор излучают радиацию. Поскольку личные вещи Кюри считаются национальным достоянием Франции, они находятся в специальных свинцовых емкостях в парижской Национальной библиотеке. Посетители библиотеки, желающие ознакомиться с данными предметами, одевают перед этим защитную экипировку, дабы не заразится радием 226 (период полураспада радия составляет около 1500 лет).
Приглашаем в наш новый паблик, где мы каждый день публикуем интересные истории из жизни обычных людей. Откройте для себя двери в [club219240095|Истории из жизни]
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев