Колокольня Благовещенского собора в Гороховце. Часть VI Начало здесь #с_высокой_колокольни_пр
Мы на северной стороне колокольни. Отсюда прекрасно виден расположенный на улице Набережной дом Канонникова (Канунникова).
Первый владелец времен его постройки конца 17 века неизвестен. По документам 1771 года он принадлежал «купецкой жене вдове», Катерине Петровне Канунниковой.
Ее сыновья, купцы второй гильдии, значились как «именитые граждане» Гороховца. Представители этой семьи владели домом вплоть до революции. Купцы Канонниковы жили скромно, это и сказалось на отделке дома. Нет красивых наличников на окнах второго этажа, архитектура дома аскетична и даже сурова.
Обращает на себя внимание отсутствие «красного» (парадного) крыльца: архитектурная мода изменилась, и парадная лестница, ведущая из сеней первого этажа на второй, превратилась из наружного элемента здания во внутренний. Планировка же самого здания не отличалась от подобных палатных домов 17 века.
Интересная особенность интерьеров дома – система теплых полов (!), но до наших дней сохранились лишь фрагменты дымохода внутри кирпичных полов.
Совсем недавно в отреставрированном доме Канонниковых открылся археологический музей.
Неподалеку от дома Канонникова (Канунникова) стоят "лицом" к реке и как бы «поворотившись задом» к центральной площади города палаты Опарина.
И тому были причины. Род купцов Опариных был одним из самых старинных и состоятельных в Гороховце вплоть до конца 18 в., как и род Ершовых, с которым он издавна соперничал. Однако летописи Гороховца рассказывают о том, что еще в 1670-х годах Ершовы были не только самой богатой, но и уважаемой семьей города, а Опарины не пользовались большим уважением у горожан.
И когда в 1700 году на средства С. Ершова в самом центре Гороховца был возведен великолепный Благовещенский собор, опаринский дом «отвернулся» от него: красное крыльцо было перенесено на северную сторону, выходящую к реке. При этом оно было спроектировано так, что по форме напоминало массивное крыльцо собора с толстыми столбами и призвано было отражать высокий статус рода Опариных.
В настоящее время в доме Опарина работает городской ЗАГС.
Правее дома Опарина мы видим здание бывшейГороховецкой полотняной фабрики купца Андрея Сапожникова 18 века.
На полотняной фабрике ткали на двенадцати станах равендук, который продавали в Москве.
Ревендук – грубая льняная ткань, обычно употреблявшаяся для парусов; парусина
В настоящее время это жилой дом.
Третий в ряду особняков, украшающих этот исторический квартал гороховецкой набережной, — дом Ознобишиных -Судоплатовых (желтый).
Дмитрий Петрович Ознобишин действительный статский советник являлся потомком старинного рода гороховецких помещиков и был родственником предводителя Гороховецкого уезда 1780-х гг. Степана Ознобишина. Также Д.П. Ознобишин приходился зятем другому гороховецкому предводителю уже 1800-х гг. Александру Батурину, будучи женатым на его дочери Елизавете. Ознобишин был полиглотом: владел французским, немецким, шведским, английским, итальянским, латинским, древнегреческим, персидским и арабским языками. Многие его произведения, в том числе стихи, представляют собой авторизированные переводы из западноевропейских и восточных литератур.
Это здание было построено в первой половине 18 в. как кожевенный завод. С начала 19 в. его переоборудовали под жилой дом для дворян Ознобишиных. С середины 19 века тут был трактир с номерами для проезжающих, а при советской власти располагался Дом крестьянина.
Теперь посмотрим в самый вниз: к Благовещенскому собору примыкает тёплая церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи.
Очевидно, что обогреть огромный храм по технологиям 18 - 19 вв. было крайне затруднительно. Поэтому рядом с «летним» храмом в Гороховце, да и по всей России, всегда строили храм «зимний» - пониже и поменьше в размерах, отапливаемый, приспособленный лишь к немногочисленному собранию прихожан, пришедших на службу.
Дата постройки условна — между 1700 и 1720 годами. Обратите внимание: Огромный Благовешенский собор внешне аскетически строг и статен, церковь же невелика и приземиста, но при этом очень нарядна.
В советское время в церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи долгое время располагались краеведческий музей и реставрационные мастерские. Вся роспись стен была замазана, и только ангел на потолке притвора не поддавался побелке. Его трижды забеливала бригада маляров, и он трижды проступал. В четвертый раз наняли женщину-мусульманку, чтобы закрасила, что она и сделала, но на следующий день ангел снова проступил сквозь побелку! Тогда эта женщина сама отмыла фреску и сказала: "Что вы за люди? Неужели не понимаете, что нельзя больше закрашивать?" В итоге - отступились.
Чтобы представить в целом ансамбль Благовещенского собора, нужно не только увидеть златоглавое величие и силу главного городского Собора, скромную красоту Предтеченской церкви и белокаменную стройность соборной колокольни. Этого мало. Надо представить себе и богатую белокаменную ограду с торжественными Святыми вратами, ухоженный внутренний двор с пышно цветущими кустарниками и яблоневым садом, услышать праздничный благовест огромных колоколов или бой часов-курантов над Благовещенской площадью…
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 3