Он служил в том полку, про который сняли фильм «9 рота». В десантуре познал дисциплину и взаимовыручку, видел знаменитых Бамианских Будд и сражался с наемниками из Пакистана.
Рамиль Шакиров учился на сварщика в Бугульминском строительном училище, в 1980 году был призван в Советскую армию и направлен в Гайжюнай – знаменитую учебку ВДВ. После обучения проходил службу в 345-м отдельном парашютно-десантном полку в Бамиане, а потом в Анаве, в Панджшерском ущелье.
– Я поначалу попал в хозвзвод, поскольку ногу повредил, когда прыгал с парашютом, – вспоминает Рамиль Шакиров. – А так был хулиган и залетчик. Как в Афгане говорили, самые хорошие боевые ребята – это залетчики и хулиганы. В хозвзводе мне стыдно было оставаться кочегаром. Как раз приехал офицер из Афгана, рассказывал, как они там воюют. А мы мальчишки – загорелись, все написали заявления. У кого мать одна дома – не брали. Кто сомневается, говорили: «Сами отказывайтесь». А мы уже год отслужили, нам неудобно отказываться. Поехали.
Афганистан запомнился суровой природой, нищим населением и солдатской дружбой. Офицеры в полку подобрались очень хорошие, серьезные. Поддерживали железную дисциплину, обучали солдат, а порой и прикрывали их собою. Рамиль Шакиров гордится своим взводным, старшим лейтенантом Гайнуллиным, который вытащил из-под огня двух раненых ребят.
Служба рядового простая – куда пошлют, туда и едет. Рамиль Шакиров сначала был автоматчиком, потом получил пулемет РПКС. Задания бывали разные, вылетали на вертолетах, выезжали на БМД – боевых машинах десанта.
И на людей по-разному влияет война. Кто-то становится опорой для своих сослуживцев, как бывший детдомовец Володя Жиганов, быстро дослужившийся до замкомвзвода. А кто-то выбрал другую дорогу, как Мурат Сулейманов из Азербайджана. У него получился конфликт с офицерами, потом сцепился с армянским землячеством, обиделся и ушел к душманам, воевал против своих.
– Фильм «9 рота» – это про наш полк, – рассказывает Рамиль Шакиров. – Только я служил в четвертой роте и немного пораньше. Но именно в этих местах. Большое впечатление произвели на нас Бамианские статуи Будды – две гигантские статуи 55 и 37 метров, высеченные в скале в VI веке. Потом их взорвали талибы. Местное население относилось к нам хорошо. Мы же все были пионерами, комсомольцами, нам привили уважение к старшим, уважение к женщине. В кишлак заходили вежливо, культурно. Воевали, в основном, с наемниками, пришедшими из Пакистана – там американцы воду мутили. И кто-то из местных присоединялся – они же темные люди, читать-писать не умели.
После возвращения из Афганистана Рамиль Шакиров работал сварщиком в Бугульме. А четыре года назад переехал в Куюки. Поддерживает связь со своими однополчанами, другими ветеранами-афганцами. Это братство он пронес через всю жизнь.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев