*** Вилла «Кер Аргонид» в городке Сен-Бриак во Франции, где в 1930-е годы проживала семья Императора Российского в изгнании Кирилла Владимировича Романова. Время съёмки – начало 30-х годов XX века.
Источник изображения:
https://rusoch.fr Однако после переезда во Францию сотрудничество Владимира Мятлева с Императорским домом Кирилла Владимировича продлилось не долго. В феврале 1929 года Мятлев получил от Государя отставку и был отчислен со всех занимаемых им при дворе постов. На тот момент поэту исполнился 61 год. Официальной причиной увольнения Мятлева называлось тяжёлое материальное положение Императорского дома и невозможность далее выплачивать ему жалование. Какова истинная подоплёка удаления Владимира Мятлева из рядов «легитимистов» и была ли таковая на самом деле, на сегодняшний день не установлено.
*** *** *** ***
П 1.5.1. КРАХ ИЛЛЮЗИЙ. [Отступление]
Дабы исключить беспочвенные фантазии и оскорбительные домыслы в адрес Владимира Петровича Мятлева, необходимо сделать небольшое отступление от основной темы и прояснить один довольно острый и противоречивый вопрос из истории «легитимистов», который и в наши дни вызывает неутихающие споры специалистов.
Некоторые исследователи истории русской эмиграции первой волны обличают Великого князя Кирилла Владимировича и его супругу в сотрудничестве с Национал-социалистической немецкой рабочей партией (НСДАП), созданной Адольфом Гитлером, и даже в её финансировании.
Слухи о финансировании Кириллом Владимировичем Романовым германской НСДАП несомненно сильно преувеличены, так как многие источники того времени свидетельствуют, что на протяжении практически всей эмиграции финансовые возможности самого Императора в изгнании были весьма скромны, а его Семья нередко испытывала нужду в средствах. Что же касается сведений о контактах «кирилловцев» с НСДАП, то они действительно имеют под собой реальную почву.
*** *** *** ***
Русские эмигрантские организации антисоветской направленности, в том числе и «легитимисты», основную цель своей деятельности видели в первую очередь в свержении в России диктатуры большевиков. Однако очень скоро руководители этих организаций поняли, что низвергнуть власть Советов самостоятельно им не под силу: для этого у них не было ни ресурсов, ни достаточного количества сторонников внутри советской страны. Приходило понимание того, что без мощной внешней вооружённой интервенции со стороны какого-либо государства власть большевиков в России не сломить.
Великий князь Кирилл Владимирович, веря в неизбежность войны Германии и СССР, считал, что единственной силой, способной, как тогда писали эмигрантские газеты - «освободить русский народ и Православную Церковь из-под гнёта большевиков», была именно немецкая армия. Поэтому он при активном содействии супруги - Великой княгини Виктории Фёдоровны, пытался выстраивать отношения с различными политическими объединениями Германии: и с германскими монархистами, верховным главой которых был находившийся в изгнании в Голландии сам император Вильгельм, и с ультраправой немецко-русской белоэмигрантской организацией «Ауфбау» («Возрождение»), и с ультранационалистической НСДАП, идеология которой включала в себя антикоммунизм и борьбу с большевизмом. Контакты с этими партиями осуществлялись через генерала Василия Бискупского.
Конечный результат такого сотрудничества Кирилл Владимирович Романов видел в том, что в недалёкой перспективе Германия сокрушит в СССР власть Ленина-Сталина и предоставит русскому народу возможность самостоятельно восстановить в России династийную монархию и закономерно воздвигнуть на престол Его - Императора Кирилла I. Однако, все контакты «легитимистов» с германскими политическими группами, в том числе и с НСДАП, свелись в итоге к бесплодным прожектам и пустым разговорам, не принеся ни одной из сторон никакой практической пользы.
Дальнейшие события показали, что гитлеровская Германия стала не освободителем русского народа, а его беспощадным палачом. Однако, ни Кириллу Владимировичу, ни Виктории Фёдоровне не дано было пережить крушение своих политических иллюзий. Государыня скончалась в марте 1936 года, а её монарший супруг двумя годами позже - в октябре 1938 года.
*** *** *** ***
В заключение, отбросив эмоциональную составляющую этой щекотливой темы, необходимо подчеркнуть следующее:
1. Ни во время проведения Международного военного трибунала над фашистами в Нюрнберге (в 1945-1946 годах), ни в ходе последующих 12-ти Малых Нюрнбергских процессов (в 1946-1949 годах), ни в рамках сотен послевоенных трибуналов, состоявшихся в СССР и других странах, ни одно из более чем 30 государств Антигитлеровской коалиции никогда не выдвигало обвинений Великому князю Кириллу Владимировичу Романову, а также его сыну – наследнику престола Владимиру Кирилловичу Романову в коллаборации с нацистскими преступниками Третьего рейха. Это факт исчерпывающе свидетельствует об отсутствии юридических доказательств какой-либо умышленной преступной деятельности Романовых против советского народа во время Великой Отечественной войны.
Невиновность Романовых перед Россией признаёт и Русская Православная церковь. В конце октября 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подарил музейно-выставочному комплексу «Новый Иерусалим» икону в честь 400-летия династии Романовых (1613-2013 гг.). На иконе изображены многие бывшие цари, императоры и императрицы; в центре - последний российский царь-мученик Николай II. Венчает икону три портрета ветви Императорской семьи Кирилловичей: Государя Кирилла Владимировича, его сына Владимира Кирилловича и его внучки - нынешней Главы Российского Императорского Дома Великой Княгини Марии Владимировны.
Нет комментариев