В сентябре 1962 года чабан колхоза Мурадин Кочкаров пас отару овец в горах Западного Кавказа вблизи перевала Халега. Недосчитавшись нескольких овец, Мурадин, оставив отару на напарника, пошел на поиски. Вышел к маленькому озеру – овец там не было, он пошёл ещё выше и вскоре поднялся на хребет. Здесь он увидел несколько боевых ячеек, человеческие кости, гильзы. Пройдя по хребту к вершине Кара-Кая, увидел следы жестоких боёв. На Марухском леднике ему попались вмёрзшие останки наших воинов. Об увиденном он сообщил председателю сельсовета в поселке Хасаут.
Ставропольский крайисполком создал комиссию из военных специалистов, врачей, экспертов и направил её к Марухскому леднику. С ними был взвод саперов и группа альпинистов под руководством опытного инструктора Хаджи Магомедова. Выйдя по долине реки Аксаут на гребень хребта, они обнаружили и собрали останки бойцов, нашли полевой лазарет. На высшей точке хребта 3500 м в сложенном из камней туре лежала записка, оставленная недавно проходившими туристами. Они написали, что потрясены увиденным и предлагали назвать этот безымянный хребет «Оборонным».
На спуске с хребта к морене ледника всё чаще попадались следы ожесточенных боёв. Во многих местах на леднике – разбросанные по поверхности льда, наполовину вмёрзшие останки наших бойцов, вооружения, гильз. На Оборонном хребте команда сапёров уничтожила мины и снаряды.
Все останки воинов люди вынесли через хребет на поляну и на лошадях спустили скорбный груз в долину реки Аксаут, затем в селение Красный Карачай и оттуда на машине в станицу Зеленчукская – районный центр.
Тех, кого хоронили в Зеленчукской 1-го октября 1962 года, люди будут помнить вечно. В Зеленчукской никогда не было столько людей – с самого утра сюда шли пешком и ехали на чём попало не только их соседних станиц и селений, но и из Карачаевска, Черкесска, Ставрополя. Ни стадион, где выстроился воинский караул с оркестром, ни тем более парк, где захоронили останки, не могли вместить всех прибывших, и поэтому люди стояли, запрудив соседние улицы.
Немецко-фашистские войска, выйдя во 2-й половине августа 1942 года к основным перевалам Большого Кавказа, возобновили активные наступательные действия, стремясь любой ценой овладеть нефтеносными районами Баку и Грозного, а также выйти к Черному морю навстречу своим войскам туапсинского и новороссийского направлений. Самый близкий перевал для соединения с этими группировками был Марухский.
На пути отборных частей горнострелковой дивизии «Эдельвейс» непреодолимой преградой стали не хребты кавказских гор, а стойкость и массовый героизм воинов, защищавших перевалы Кавказа.
25 октября 810 полк занял высоту 1176 и ворота Марухского перевала, прочно закрепился и оборонялся среди скал, снега и льда до конца 1942 года.
После перехода Советских войск в общее наступление в январе 1943 года, противник отошел на север. Попытка врага пробиться через Марухский перевал в тыл на туапсинском и новороссийском направлениях и выйти к морю провалилась.
Перевалы Кавказа защищали воины многих национальностей нашей Великой страны – СССР. Марухский перевал кроме солдат защищали моряки Черноморского флота. Память благодарных потомков за великий подвиг наших отцов и дедов должна передаваться поколениям, следующим за нами.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1