Впервые праздник, посвященный азбуке для слепых отмечался 4 января 2019 года по инициативе Генассамблеи ООН. Азбука Брайля, являющаяся эффективным средством получения информации слепыми или слабовидящими людьми была создана французским тифлопедагогом Луи Брайлем.
Благодаря стараниям отца, 10-летнего Луи зачисляют в Королевский институт для слепых детей, с которым будет связана вся его дальнейшая жизнь. Он обучался там по уже существовавшему тогда рельефно-линейному шрифту Валентина Гаюи. Это был известный французский педагог и благотворитель, открывший в конце XVIII в. первые в мире школы для детей с нарушением зрения. Во время обучения в институте Луи обратил внимание на т.н. «ночную азбуку» – изобретенную капитаном артиллерии Шарлем Барбье специальную систему кодирования литер, применявшуюся в армии. Эта система была разработана в период Наполеоновских войн и позволяла читать в темноте (за счет использования выпуклых точек).
Уже в 1824 г. Луи Брайль начал создавать новую систему рельефно-точечного письма для незрячих, которая позволяла обозначать буквы, знаки препинания и цифры. Азбука представляла собой комбинации буквенных и цифровых символов с помощью шести выпуклых точек. Юный Брайль презентовал свой оригинальный шрифт школьному совету уже в 1825 г. Поначалу новый шрифт для незрячих посчитали неудобным для преподавания, а точнее – для зрячих педагогов. Но позже вернулись к этой разработке. И уже в 1837 г. в мастерской школы, где работал Брайль, была напечатана первая книга новым шрифтом – «История Франции сквозь века».
Официальное признание Брайлевской азбуки произошло только в 1878 г. Международный конгресс тифлопедагогов и экспертов, собравшийся в Париже, одобрил систему письменности Луи Брайля для слепых. С тех пор она получила свое законное право на существование у себя на родине и за рубежом. Сам же Луи Брайль умер в 1852 г., не дождавшись выхода в свет первой книги, напечатанной в настоящей типографии.
С раннего детства Луи обожал музыку. Сначала он освоил скрипку, а позже в Королевском институте ‒ молоточковое пианино. Брайль чувствовал себя уверенно в сонатно-хоральной среде и впоследствии разработал тактильную нотную грамоту для незрячих.
Изобретение Луи Брайля имеет огромное значение для получения полноценного образования людьми с нарушениями зрения. Равенство прав людей с ограниченными возможностями – это очень важный момент в современном обществе, и азбука Брайля в этом направлении стала одним из важнейших изобретений и инструментов. Азбука позволяет реализовывать людям право на общение, свободу выражения своих мыслей и взглядов, убеждений, а также дает доступ к произведениям мировой культуры и научным знаниям.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев