Как отмечали Новый год в начале ХХ века.
Про новогодние ёлки, маскарады рассказал Андрей Марков, главный библиограф отдела краеведческой литературы Герценки.
Первыми о приближении Нового года напоминали объявления в «Вятской речи» о том, что на почте принимают открытки и телеграммы. Отправить их надо было как можно скорее – нагрузка на почту велика. Одно предупреждение – не отправлять открыток со стеклянной пудрой, так как почтальоны могут пораниться.
В магазине Матанцева на Никольской улице продавали «рождественские, новогодние и разные художественные открытки, карточки, календари». Магазин-аптека Чарушина на Казанской улице специализировался на продаже ёлочных украшений, бенгальских огней, комнатных фейерверков, серпантина, масок зверей.
За украшение города отвечала полиция, обязывавшая жителей устанавливать фонарики, свечи возле домов, чтобы создать новогоднее настроение. Извозчикам в новогоднюю ночь разрешалось жечь костры. Чтобы те не отдирали деревянные тротуары, к местам стоянок завозили дрова.
Праздничная афиша
Билеты на новогодние мероприятия приобретали в кондитерской Якубовского. За ёлками и лапником отправлялись на Верхний базар. Лапником украшали окна, балконы зданий.
Сам новогодний праздник отмечали большим количеством мероприятий. Сначала шли детские ёлки: губернаторская, благотворительная, профсоюзная, партийная (от монархической партии). Задолго до того дети разучивали песни и хороводы. На празднике получали чай с булкой или белым ситным хлебом, бублики, печенье, перед уходом домой – игрушку и кулёк с леденцами, пряником.
Взрослые с утра 1 января ехали поздравлять друг друга. Это создавало много неудобств: то дома хозяина не застанут, то из поздравляющих выстроится длинная очередь.
Когда появилось Общественное собрание, всё высшее общество (более 200 человек) 1 января отправлялось туда на лёгкий завтрак с шампанским. Собирались только мужчины, исключение составляла супруга губернатора. Тосты провозглашали за царя, губернатора, за процветание Вятки, а в 1900-м ещё и «за прогресс» – наступившую эпоху электричества, телефонов, автомобилей и аэропланов.
Программу празднеств анонсировали в газетах. Так, в 1911 г. «Северное слово» опубликовало перечень мероприятий: 26 декабря – танцевальный вечер, 27-го – детский, 29-го – маскарад, 30-го – концертный вечер и т.д.
Танцуют все!
Ни одно мероприятие не обходилось без танцев. Падеспань, венгерку, мазурку, вальсы, три раза кадриль (первая по обязанности, вторая по привязанности, третья по любви) и прочие многофигурные танцы исполняли при участии дирижёра. Практически на всех новогодних мероприятиях играли в почту, лотерею, отводили специальный уголок для шуточных гаданий и предсказаний.
Костюмированные балы, маскарады популярностью в Вятке не пользовались. «Были лишь полумаски в обычных костюмах, уныло бродившие по залу, – писал «Вятский вестник» в 1909 г. – В 11 часов вечера зал представлял из себя пустыню, только в 12 ночи началось некоторое оживление и составились танцы».
Как альтернатива Общественному собранию в начале 1900-х возник коммерческий клуб для приказчиков, служащих и прочих не высших сословий. Не остались в стороне от увеселений народный дом, городской театр, общество борьбы за трезвость, клуб железнодорожников.
Приезжавшие на каникулы студенты Казанского, Московского университетов готовили свои вечера. Начинались они со студенческого гимна, который подхватывали гости – выпускники прошлых лет.
В 1915 г. в реальном училище состоялся новогодний вечер в стиле XVIII века, подготовленный силами учащихся. Необычной была лотерея «Счастливая бочка» с призами, конкурсом карнавальных костюмов. Доход от вечера пошёл в пользу «недостаточных учеников».
Наталья Владимирова.
Фото: ЦГАКО.
#Нашгород43 #Киров #газета #городкиров #КировскаяОбласть43
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев