Евгений Лебедев в роли Ивана в сцене из спектакля «Иван». 1986 год.
Врать про смерть отца ему пришлось недолго: в 1937 году Алексея Лебедева расстреляли. А всего за несколько дней до этого в привокзальном буфете на станции Аркадак состоялась их последняя встреча. Отцу — за шестьдесят, сыну — двадцать. Эту встречу актёр запомнил навсегда: «Первый и последний раз я пил с отцом. Он мне сам предложил: „Я хочу с тобой выпить. Я чувствую, что мы больше никогда не увидимся“. Я никак не ожидал услышать от него такое. А он смотрел в стопку и говорил, как заклинание, как молитву: „Запомни: никогда не теряй веру. Никогда с ней не расставайся. Что бы ты ни делал, в деле твоём должна быть вера. С верой и благоговением совершай свой труд, зарабатывай кусок хлеба. Не оскверняй храма своего, храм — в тебе самом, храм — душа наша. Трудись — и воздастся тебе, стучи — и откроются тебе двери познания жизни, ищи — и найдёшь... Не обижай людей, ибо в человеке есть Бог. Бог — это человек“».
Детдом
В биографии Лебедева был ещё один страшный эпизод, о котором он не мог забыть никогда. Через год после смерти отца расстреляли его мать, и у молодого актёра на руках осталась малолетняя сестра, которую ему запретили взять с собой в общежитие.
Чтобы пристроить малютку, артист пошёл с ней в Народный комиссариат просвещения, где ему заявили: «Врагов не устраиваем. Кому нужно, тот о них позаботится. Уходите». После отправился в женотдел, где услышал: «А, поповские выродки! К нам пришли? Деться некуда, поездили, покатались на нашей шее. Хватит!» После долгих скитаний и унижений Лебедеву удалось пристроить Нину в детский дом, но для этого пришлось соврать, что он нашёл девочку на улице и даже её не знает.
Конечно же, через много лет артист разыскал свою младшую сестру, которую в 1937, казалось, навсегда оставил в детдоме, но от душевных ран не оправился никогда. «Он всю жизнь не мог себе этого простить, но по-другому было нельзя», — вспоминал друг Лебедева Олег Басилашвили. Также его коллега по сцене был прав, когда говорил: «Всю боль свою за родных, за их перечёркнутые, исковерканные судьбы он вложил в роли. Можно сказать, трагедия жизни сотворила его как актёра, наложила отпечаток на всё его творчество».
Театр
Лебедев постоянно повышал свой профессиональный уровень. Учился в ГИТИСе, далее в Московском городском театральном училище при Театре Революции. В начале 40-х выступал на сцене ТЮЗа в Тбилиси. Там же познакомился с Г.А. Товстоноговым, с которым очень подружится.
Когда началась война вместе с коллегами ездил на передовую, выступал перед солдатами. Кроме этого, преподавал актерское мастерство в Грузинском театральном институте. Имеет награды – медаль «За оборону Кавказа» и «За доблестный труд в ВОВ».
Вернуться в Москву Лебедев смог только в 1949-м году. На бирже совершенно случайно встретил Товстоногова, который пригласил актера в Ленинградский театр им. Ленинского комсомола. На тот момент являлся главным режиссером и расширял репертуар театра. Через семь лет оба перешли в Большой драматический театр им. М. Горького. Этим подмосткам Лебедев был верен до конца своих дней.
Комментарии 14
Саратовский