21 апреля 2024 года исполнилось 153 года Подосиновской средней школе, я практически всю жизнь проработала в этой школе, у меня есть, что вспомнить. Немного о нашей любимой школе!
Из истории Подосиновской средней школы
Пономарева Алевтина Анатольевна
Я проработала в Подосиновской средней школе с 1 сентября 1975 года по август 2014года - 39 лет, мне пришлось быть и директором, и завучем, и учителем, поэтому считаю, что эта тема мне близка. Школе 21 апреля 2021 года исполнилось 150 лет, это большой и важный юбилей, поэтому начну истории школы.
В архиве Подосиновской средней школы сохранился документ «Историческая записка о Подосиновском сельском двухклассном приходском училище, открытом в 1871 году 21 апреля».
«Подосиновское двухклассное училище обязано своим существованием крестьянину Вологодской губернии Николаевского уезда Щеткинской волости Фёдору Афанасьевичу Попову. Этот крестьянин первый откликнулся на призыв инспектора народных училищ Вологодской губернии Ерминигильда Егоровича Тимофеева. Он согласился доставить за свой счёт к Подосиновцу 500 брёвен на здание училища. Пожертвовал 24 000 кирпича, которого и было достаточно для производства всей каменной работы в здании училища, и взялся заплатить за вставление стёкол в 77 рам в здании училища. Его примеру последовали и другие. Интересно об этом описано в книге «Страницы школьной жизни», подготовленной и выпущенной нами к 135-летию школы. Инициатором которой была учитель географии Маслова Марина Федоровна, большая часть о современной школе написана мной.
Вот что сообщала газета «Вологодские губернские ведомости» №27 за 1870 год (сокращено: «31 мая 1870 года останется памятным в истории народного образования жителей Вологодской губернии. В этот день совершено в селе Подосиновец Никольского уезда освещение места, отведённого под помещение первого сельского двухклассного училища в Вологодской губернии…
На другой день, 1 июня, толпы крестьян начали собираться для исполнения принятых работ, как то: вырытие рвов, вывозки камня и привозу песку. Работа закипела. мастером-строителем этого здания был крестьянин Устюгского уезда Шелмогорской волости Кузьма Прокопьевич Оншин.
В феврале 1871 года строительство было закончено , подобран был учитель, им стал народный учитель - Рафаил Михайлович Поддъяков . Вместе с Законоучителем – местным священником Подосиновской Богородице-Рождественской церкви Симеоном Петялиным 15 февраля 1871 года (после молебна) приступили к занятиям с детьми.
21 апреля 1871 года было торжественное открытие первого в Вологодской губернии двухклассного училища в Подосиновце. Событие было большим и важным. В книге подробно описаны эти события. Ещё меня поразило, что в школе было закуплено множество учебных пособий. К учебе приступили 55 человек из разных сословий, в том числе 11 девочек. Шли годы, менялись учителя, дети, их число росло.
На 1 января 1875 года обучалось 110 мальчиков и 11 девочек. В 1875 году 5 учеников получили свидетельства. Состоялся 1-й выпуск училища. Обучение велось по следующим предметам: Закон Божий,Русский язык, Арифметика, Русская история, География и естествознание, Черчение.
Интересны следующие сведения: учителя пользуются готовыми квартирами с отоплением и освещением…
По успешности учащихся училище принадлежит к числу хороших. Законоучитель получает 150 руб. в год, учителя – 350 руб., учительские помощники – 240 руб.
Очень интересно описан быт детей, для них было открыто вначале общежитие, потом приют, было трудно, но было организовано бесплатное питание. Постоянно в приюте жили в 1895 году 6 человек из Ёнталы, Красного, Утманова, а потом восемнадцать человек. Приварок был в скоромные дни из мяса с овсяной крупой, в постные – из сайды и гороха, кроме того давалась редька с квасом и квас с толокном. Приварок отпускался два раза в день: на обеде и ужине. Хлеба отпускалось столько, сколько могли съесть.
Почетный гражданин п. Подосиновец Кузнецовский Николай Михайлович, старшее поколение, как я, его ещё помнят, окончил училище в 1906 году, в тот год отмечали 35-летие училища. Изучали геометрию, русский и славянский языки, черчение, историю, географию, закон Божий, арифметику и гимнастику. Гимнастика была 3 раза в неделю.
В 1912 году Подосиновское сельское двухклассное училище МНП реорганизовано в Подосиновское высшее городское начальное училище.
В книге есть сведения о выпускниках до 1917 года, многие стали знаменитыми известными людьми.
В первые годы становления Советской власти, законы старой школы уже не удовлетворяли, вышло положение от 16 октября 1918 года «О единой трудовой школе РСФСР». По этому положению для всех слоёв населения создавалась единая трудовая девятилетняя школа, разделённая на 1-ю (5 лет) и 2-ю (4года) ступени с бесплатным совместным обучением. По этому положению в 1918 году Подосиновское высшее городское начальное училище стало называться школа II ступени. Директором был Соколов Семён Иванович.
В книге есть интересные воспоминания учеников и учителей о жизни и учебе.
В 1917 году появилась школа колхозной молодёжи (ШКМ). Учились ребята-переростки, получая специальность и начальное образование одновременно. Учили на счетовода, полевода, пчеловода. Здание ШКМ находилось по ул. Набережной 33. В Подосиновце также была Подосиновская семилетняя школа с 1922 года. Директором её до 1927года был Томилов Иван Николаевич. В 1931 году ШКМ и Подосиновская семилетняя школа соединилась в одну – ШКМ (школа колхозной молодёжи). Заведующим назначен Аркадий Алексеевич Логиновский. Всем известно, что в Подосиновской семилетней школе учился Филёв Аркадий Александрович, который так вспоминает о тех годах: «Впервые я переступил порог школы в августе 1927 года. Тогда нас, деревенских мальчишек и девчонок, собралось больше 120 душ, а требовалось набрать в 5 класс всего лишь 30 человек. Как поступить с нами? Нам устроили экзамен по русскому языку, математике, географии. Экзамена по русскому я не боялся, географию знал, как говорят, назубок, а вот математики, признаюсь, побаивался. Но к моему счастью, я на экзамене осилил и математику и был зачислен учащимся 5 класса. Радости не было конца». А. А. Филёв вспоминает, что из 20-ти шолгских ребят были приняты только 3. Велика была тяга к знаниям, а школ не хватало. На весь район – одна семилетка. Вспоминаются сатирическая школьная стенгазета, вечера «вопросов и ответов», «школьный кооператив», когда на свои паевые закупали ученические принадлежности и сами ими торговали, сортировали семена в только что появившихся колхозах и многое другое.
А.А.Филёв тепло вспоминает о Попове, учителе литературы, как он образно читал в седьмом классе «Евгения Онегина» и как переживал о смерти Маяковского. Затем Попов работал в Вологодском пединституте. Евгений Дмитриевич сильно повлиял на судьбу Аркадия Александровича: «Может, под его влиянием я и начал писать. В апреле 1930 года райком комсомола и школа командировали человек десять на учёбу в сельхозтехникум. А в мае того же года послали такую же группу в Велико-Устюгский педтехникум. В числе их попал и я. Так я стал учителем». До 1935 года была она семилеткой, на весь район одна.
В 1936 году было построено новое двухэтажное здание школы, сейчас сгоревшей. В 1938 году состоялся первый выпуск 10 класса. С этого года ведёт отсчёт Подосиновская средняя школа. Директором был Паутов Аркадий Александрович.
Первый выпуск Подосиновской средней школы состоялся в 1938 году. Выпускалось 16 человек: 11 юношей и 5 девушек.
Вот как об этом выпуске вспоминает одна из выпускниц 1938 года, Осинникова (Рыкова) Мария Васильевна, многие годы работавшая учительницей в п. Пинюг:
«… в 8 класс к нам приехали 55 7-классников из школ всего района, но уже к концу 8 класса многие выбыли. До 10 класса доучились 16 человек. Из 16 учащихся 7 человек были дети учителей. Класс был очень дружный. Наши учителя не слышали от нас «не буду», «не хочу», «не пойду».
Любимым преподавателем был директор школы Паутов Аркадий Алексеевич. Я не помню случая хамства со стороны десятиклассников по отношению к младшим учащимся. Учились добросовестно. У нас не было учебников, тетрадей, чернил, ручек, карандашей. Всё записывали за преподавателем, чтобы приготовить домашнее задание. Изучаемый материал нам прочитать было негде. Черновиками были различные брошюры. Подготовка домашних заданий занимала очень много времени. Транспорта не было, поэтому многие ходили ежедневно домой пешком по 5-7 км. Мы не могли представить, как это опоздать или не придти в школу…
Перед выпускным вечером наш класс дал платный спектакль, приготовили пьесу Н. Островского «Как закалялась сталь». Вырученные деньги пошли на проведение выпускного вечера».
В школе работали прекрасные учителя.
В 1939 году в 10 классе учились 17 человек, школу окончили 16.
А.А. Филёв вспоминает: «В 1939 году мне предстояло преподавать литературу в старших классах Подосиновской средней школы. Учительствовал до 1942 года. Это были напряженные годы. Учителя сами заготавливали топливо на весь год, а учащиеся пилили и кололи дрова. В расписании появились новые предметы: военное дело, ПВХО (противовоздушная химическая оборона), сельское хозяйство (готовили мальчиков на трактористов), санитарное дело (готовили девушек на медсестёр).
Отличник Бурдуковский Алексей Алексеевич, ставший профессиональным военным, вспоминает:
«После уроков, наскоро пообедав, мы снова приходили в школу, ключом била жизнь в разных кружках: драматическом, художественной самодеятельности, предметных…
Пьесы показывали не только в школе, но и в районном клубе. Музыкальным кружком (хор и оркестр) руководил Барык Сильвестр Степанович (учитель немецкого языка). Часто выступали перед колхозниками в избе-читальне. Литературный кружок возглавлял учитель литературы Филёв Аркадий Александрович.
В этом кружке мы писали рассказы, стихи и выступали по местному радио. Занимался в этом кружке и будущий писатель 9-классник Владимир Тендряков».
В 1941 году школу окончили 38 выпускников, среди них был наш знаменитый писатель Владимир Федорович Тендряков. Началась война и почти все юноши прямо со школьной парты шагнули в солдатские теплушки. В.Ф.Тендряков пишет: «Мой сосед по парте Толя Варцов сгорел в танке. Погиб Донат Боровиков – лучший вратарь села Подосиновец. Погибли Виталий Ушаков, Илья Рожкин, Сергей Тулупов, Жижин, Бахтияров… Много погибло. Им всем было по 18-19, больше не выросли».
В 50-ые годы школа работала, сохраняя прежние традиции, росло число желающих получить среднее образование. Много доброго можно сказать о выпускниках этих лет.
Лопатин Николай Яковлевич (выпуск 1950-го года), закончил Академию связи в Ленинграде, генерал, Герой Социалистического Труда, награждён дипломом имени лётчика-космонавта СССР Гагарина за участие в обеспечении выполнения программ космических исследований в СССР.
Глазачев Лев Александрович (выпуск 1950-го года), закончил Академию связи в Ленинграде, полковник, отмечен грамотой и поздравительным письмом за добросовестное выполнение своего служебного долга по оказанию помощи в деле создания вооруженных сил Народной Республики Ангола.
Выдержка из поздравительного письма: «От имени офицеров, сержантов и солдат стационарного узла связи Генерального штаба и от себя лично выражаю глубокую, горячую братскую благодарность товарищу Льву Александровичу, который полностью выполнил задачу, возложенную на него партией и Советскими Вооруженными силами в Анголе». (Луанда, 14 апреля 1984 года. Начальник станционного узла связи, Ст. лейтенант Созинью Афонсу)
Выбодовская Маргарита Борисовна (выпуск 1952 года) окончила Московский энергетический институт, инженер-энергетик, работала долгое время в Средне-Уральских электросетях, живёт в г. Кирове.
Бетехтин Юрий Александрович (выпуск 1953 года), окончил высшее военно-техническое училище в Минске, инженер-майор.
Паутова Валентина Николаевна (выпуск 1954 года), окончила МГУ, научный сотрудник Ленинградского НИИ, работала долгое время в филиале института в Иркутске.
Злобин Александр Георгиевич (выпуск 1954 года), окончил Минское высшее инженерное радиотехническое училище ПВО, подполковник-инженер, работал в НИИ строительной физики в Москве.
Кочкина Маргарита Павловна (выпуск 1955 года), окончила Ленинградский институт культуры, главный редактор Коношского районного радиовещания.
Юкляевский Геннадий Николаевич (выпуск 1955 года), окончил Военно-медицинскую академию. Майор медицинской службы.
Кисляков Михаил Иванович (выпуск 1955года), за успехи в труде по преобразованию Нечерноземья ему в 1982 году присвоено звание Лауреата Государственной премии СССР.
Чебыкин Николай Яковлевич (выпуск 1956 года), инженер-геолог, долгое время работал в Горно-Алтайской автономной области главным геологом геологоразведочной партии.
Шишкин Николай Васильевич (выпуск 1956 года), окончил Свердловский горный институт, долгое время работал в Узбекистане.
Ногин Юрий Зосимович (выпуск 1958 года), работал главным редактором районной газеты «Знамя».
Есть среди выпускников 50-х годов и ветераны педагогического труда, которые много-много лет работали и работают в стенах родной школы.
Среди них:
Фешева Ольга Александровна – русский язык и литература;
Иконникова Тамара Петровна – немецкий язык;
Маринин Михаил Степанович – история;
Шутихина Раиса Николаевна – биология;
Микурова Людмила Тимофеевна – начальные классы;
Савина Римма Михайловна – начальные классы;
Островская Валентина Александровна – начальные классы;
Кандакова Дина Васильевна – начальные классы;
Деревнина Александра Алексеевна – химия;
Уханова Галина Николаевна – начальные классы;
Филёва Тамара Дмитриевна – начальные классы.
Выпускники 50-х годов выдержали многие испытания, но ни в чём не покривили душой и через всю жизнь пронесли добрую память о нашей школе и учителях. Школа научила выполнять любое дело с высоким чувством ответственности
Добрые слова сказаны о профессионализме учителей 50-ых в данной книге.
60-ые годы школа продолжила свои лучшие традиции
В заметке «Всё для нас» (газета «Знамя» за 5 мая 1961 г.) ученик 10 класса В.Бобров отмечал, что в школе был фотокружок, кружок юных моделистов (занимались и девочки), кружок баянистов, шумовой оркестр, драмкружок. Одним из притягательных уголков вокруг школы был школьный сад.
В саду выращивали цветы, овощи, проводили опыты, вырастили даже плодоносящие яблони. Сад существовал до 1982 года.
В 1961 году построено здание интерната, т.к много старшеклассников из сельской местности приезжали учиться в Подосиновскую среднюю школу..
В 1959-60 г. окончило школу – 32 ученика, среди них с серебряной медалью Терентьева Лилия Афанасьевна. В 1961 году окончило 13 учащихся, серебряную медаль получила Гагаринская Валентина Васильевна.
В 1961-62 году выпуска не было.
В 1963 году окончило 8 человек.
В1964 году окончило 27 человек, Данилогорская Антонина Платоновна с серебряной медалью.
1965 год окончило 26 человек
1966 год окончило 82 человека, Тестова Ольга Ивановна с серебряной медалью. Она работала в Подосиновской школе учителем математики.
1967 год – 61 выпускник.
1968 год – 63 выпускника. С серебряной медалью Кокшаров Иван Иванович.
1969 год – 56 выпускников.
Из воспоминаний Кокшарова Ивана Ивановича, выпускника 1968 года: «Я пришёл в Подосиновскую среднюю школу из Ново-Яхреньгской восьмилетней школы. Учителя у нас были превосходные. Лев Александрович Росляков – физик, именно благодаря ему я поступил на физический факультет Ленинградского университета», что дало ему возможность работать в НИИ космонавтики.
Проходят годы, а для многих школьные годы, школьное здание, учителя, одноклассники остаются самыми яркими воспоминаниями.
Статистика неумолима. Количество выпускников растет. 1970 г. – 52 выпускника. Яркий выпуск. Спортсмены, активисты: Абрамовская Татьяна Георгиевна, Мансерова Лариса Ивановна, Чебыкин Александр Яковлевич, Фалалеев Владислав Борисович, Скоробогатый Александр Николаевич.
Они с похвальными грамотами по многим предметам закончили школу.
1971 год – 68 выпускников
1972 год – 75 выпускников
1973 год – 72 выпускника
1974 год – 77 выпускников
1975 год – 104 выпускника
1976 год – 100 выпускников
1977 год – 124 выпускника
1978 год – 129 выпускников
1979 год – 93 выпускника
В каждом выпуске были свои «звёздочки», которые хорошо учились, участвовали в художественной самодеятельности, спортивных соревнованиях.
Ученикам 70-х запомнились соревнования и секции по гимнастике, концерты в музыкальной школе и организациях, работа в колхозе (весь сентябрь, сюда увозили из дома на целую неделю), лагеря труда и отдыха, вечера. Школа дала прочные знания, многие получили хорошую профессию, и работают в нашем районе.
Я пришла работать после райкома комсомола пионервожатой в Подосиновскую среднюю школу 1 сентября 1975 года. Она располагалась в 4-х зданиях: основное, рядом – одноэтажное, в Стригино и здание двухэтажное на месте Сбербанка. Пионерская жизнь в это время была очень активной. Вспоминаются пионерские сборы, особенно вынос знамени под звуки горнов и барабанов, а их количество в особо торжественных случаях было больше 10, пионерские костры, «Зарница», смотры строя и песни, тимуровское движение, встречи с ветеранами, сбор макулатуры и металлолома, смотры художественной самодеятельности и т.д. Юбилеи школы всегда отмечались широко и торжественно: это и соревнования на лучший класс, это и смотры художественной самодеятельности, и конкурсы стенгазет к юбилею, конкурсы рисунков и стихов, встречи выпускников, завершал большой праздничный концерт учителей школы в Доме культуры, который проходил всегда в переполненном зале и получал прекрасную оценку жителей поселка.
11 сентября 1981 года состоялось открытие новой школы, построена она строителями Подосиновского СМУ. Из 60 пусковых объектов в области наша школа была первой, сданной в том памятном году. За это событие районный отдел народного образования был награждён переходящим знаменем социалистического соревнования. Открытие школы было очень торжественным, да и понятно, все здания, в которых шло обучение, не отвечали требованиям. Торжественно разрезал ленточку Яков Фёдорович Чебыкин, учитель математики, ветеран педагогического труда.
3 мая 1984 года я была назначена директором школы и до 2013 года я была в основном руководителем или заместителем и мне есть, что вспомнить и сравнить.
Контингент учащихся за это время увеличился с 697 учеников (1981) до 866 учеников на начало 1995-96 учебного года.
Директорами школы были:
1980-1982 годы – Конев Григорий Афанасьевич,
1982-1984 годы – Рослякова Галина Александровна,
1984-1987 годы – Пономарёва Алевтина Анатольевна,
1987-1996 годы – Усов Сергей Сергеевич.
Количество учителей за этот период также возросло с 31 (1982) до 60(1996).
В это время в школе работали 5 отличников просвещения, 1 категорию имеют 14 учителей, 15 – II категорию. Молодые специалисты Митрофанов С.Н. – учитель физического воспитания, в 1993 году стал победителем районного конкурса «Учитель года», в 1995 году победителем подобного конкурса стала также молодой специалист Пономарёва Е.Н. – учитель музыки. Из 60 учителей 31 – выпускники нашей школы.
Появились в школе новые должности: психолог, социальный педагог.
Школа перешла на 2-х сменный режим работы из-за нехватки помещений для учёбы.
Значительно изменилось количество классов-комплектов в школе с 20 (1982) до 37 (1995). Появились новые предметы: ОБЖ, Этика семейной жизни, Растениеводство и животноводство, Трактора, ребята проходили обучение и получали удостоверения: девушки «Мастер машинного доения», юноши «Сельский механизатор», а наиболее успешные «Тракторист –машинист 3 класса». Всё больше детей выбирают нашу школу для продолжения образования, это учащиеся школ, не входящих в наш куст: Октябрьской, Ленинской, Шолгской.
Школа в конце 20 и начале 21 веков прошла несколько этапов реформирования: было объявлено обязательное среднее образование, ученикам стали выдавать бесплатные учебники, были введены оценки за поведение и прилежание. Появились новые органы самоуправления: Совет школы - главный орган в работе школы , Совет старшеклассников.
Жизнь требовала новых подходов в организации обучения и воспитания учащихся, поэтому учителя школы находились в постоянном поиске.
Переход на базисный учебный план дал возможность за счёт вариативной части программы выделить дополнительные часы по некоторым предметам. Было организовано много факультативов, где учащиеся расширяли свои знания по предметам.
Для ребят, имеющих отставание по программе или не справляющихся с нею, работали индивидуальные и групповые консультации. Учащиеся старших классов получают экономические и правовые знания, в программу биологии, географии, химии, истории вводятся вопросы краеведения и экологии. Педагоги школы, изучив новые педагогические теории и технологии, нередко используют их элементы в своей работе.
В коллективе было много талантливых учителей, стремящихся к обновлению образования.
Очень высок инновационный потенциал педагогического коллектива. Стремление работать творчески, совершенствовать преподавание учебных дисциплин, давать детям знания, которыми учащиеся могут конкурировать со сверстниками из лицеев, гимназий и других школ областного центра – все это заставило педагогов думать о введении инноваций в преподавание.
Мы стремились использовать всё новое, что может помочь учащимся успешно закончить школу и продолжить образование: цикло-поточное обучение, профильное обучение, введение предпрофильного обучения в 9 классах и пофильное обучение, которое видеизменилось с утверждением новой концепции профильного обучения.
В 2005-2006 учебном году мы в числе очень немногих школ области перешли на профильное обучение, внедрив в учебный процесс 10а класса три профильные группы: физико-математическую, химико-биологическую и историко-обществоведческую. Преподавание предметов на профильном уровне позволяет более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников с учетом их профессиональных интересов и намерений в отношении продолжения образования.
С 1 января 2002 года по 31 августа 2005 года на базе нашей школы работала районная экспериментальная педагогическая площадка по теме «Создание здоровьесберегающей образовательной среды школы в условиях поселка городского типа». Цель площадки: создать адаптивные условия образовательной среды для развития личности каждого обучающегося. На базе 3-х экспериментальных классов шло освоение и применение инновационных педагогических технологий обучения и воспитания, которые обеспечивали ученику условия для сохранения и поддержания на оптимальном уровне физического, нравственного и психологического здоровья. Эксперимент дал положительные результаты.
Индивидуальный дифференцированный подход в обучении позволил педагогам больше внимания уделять одарённым детям. Они же в свою очередь радовали нас своими знаниями. Растет число медалистов и количество победителей не только на районных, но и на областных олимпиадах.
Количество медалистов
1995 год: 2 золотые и 3 серебряных медали;
1997 год: 3 серебряных медали;
1999 год: 1 золотая и 1 серебряная медали;
2000 год: 1 золотая и 1 серебряная медали;
2001 год: 1 золотая медаль;
2002 год: 1 золотая и 4 серебряных медали;
2003 год: 3 золотых и 3 серебряных медали;
2004 год: 2 золотые и 5 серебряных медалей;
2005 год: 3 золотых и 5 серебряных медалей.
В 2009 году форма аттестации учеников стала проводится в форме ЕГЭ. Моё мнение: ЕГЭ нельзя было вводить в школах, эта форма не развивает учащихся, учит действовать по шаблону, влияет на качество образования., проверка знаний формальная и поверхностная. Конечно, способные ребята получили возможность конкурировать с выпускниками и поступать по результатам ЕГЭ в престижные ВУЗы России. Хотя из истории школы мы знаем, что всегда наши талантливые выпускники поступали в ВУЗы России, показывая прекрасные знания.
За время моей работы в школе огромная роль отводилась трудовому воспитанию учащихся. Ребята направлялись на сельскохозяйственные работы весной и осенью. В течение учебного года девушки работали на ферме в качестве подменных доярок и телятниц на Стригинской и Пожарской фермах колхоза имени Калинина. В школе был пришкольный участок, где выращивали овощи и ягоды для школьной столовой, был на территории школы построен небольшой свинарник, откармливали свиней, ребята помладше ухаживали за кроликами. В школе была создана производственная бригада, закреплено несколько гектаров земли, на которой ученики даже осуществляли севооборот. За школой было закреплено приусадебное хозяйство, где, начиная с весны, работали школьники, чистили парники, затем садили и пикировали капусту и высаживали её на поле размером 3 га. Летом ухаживали, поливали. Этим занимались лагеря труда и отдыха. Всё это способствовало нравственному и трудовому воспитанию, которое так необходимо в жизни. Но закон «Об образовании» , принятый в июле 1992 года, положил конец трудовому воспитанию, запретив использовать детский труд даже по самообслуживанию без согласия родителей. Это, я считаю, совершенно неправильным.
С 2006 по 2012 год я снова работала директором школы. Чем запомнились мне эти годы? Об инновациях в учебном процессе я уже говорила, о достижения учащихся тоже, поэтому сейчас остановлюсь на некоторых вопросах. В 2009 году введен новый ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт). В 4 классах введен новый предмет «Основы религии и светской этики» из 6 модулей, который выбирают родители. Вроде бы и цели ставились благие, но они осуществились. Во-первых, выбор родителями, а если класс межнациональный и родители захотят несколько разных модулей. Специалистов в школах нет. Я считаю, что этот модуль надо было вынести на внеклассную работу. Введено изучение иностранного языка 2 часа в неделю, физическая культура с 2 часов в неделю возросла до 3, окружающий мир с 1 часа до 2. А за счет чего? За счет математики, русского языка и литературы (чтения). И всё-таки главное в начальной школе научить читать, писать, считать. Думаю, введение этих предметов, вызвало затруднения в освоении программы, особенно у детей с невысокими способностями. С введением образовательных стандартов учителям предложено самим создавать образовательные программы, выбирать учебники. Это настолько загрузило учителей. Ведь этим заниматься должны специальные институты развития образования, а на учителя взвалили такой непосильный труд. Несмотря на очень большую загруженность, педагоги творческие работники и вместе с детьми всегда добивались значительных успехов. Школа дважды, в 2010 и в 2011годах, была занесена в Национальный реестр «Лучшие общеобразовательные учреждения России»! В 2010 году школа в числе 10 сельских школ признана лучшей школой Кировской области, за что награждена дипломом и премией 100 тыс. рублей. Мы старались идти в ногу со временем, в числе первых в области мы ввели электронные журналы. Участвуя в конкурсах, мы получили оборудование для многих кабинетов свыше чем на 5 млн. рублей, по тем временам это были средства немаленькие. И школа стала прекрасно оснащенной, не хуже, чем городские школы. В том числе мы, победив по району в конкурсе «Школа-образовательный центр», получили финансирование на 2 года 10 миллионов рублей на капитальный ремонт школьных зданий. В январе 2012 года я, убедившись, что первая половина средств школе запланирована и поставлена в смету, в феврале подала заявление на увольнение, мне шел 63-ий год, я решила, что строительными работами должны заниматься молодые. Я с коллективом единомышленников сделала для школы всё, что могла.
Сегодня школа работает в духе лучших традиций. Сейчас у нее сложное название КОГОБУ СШ пгт Подосиновец – Кировское областное государственное общеобразовательное учреждение "Средняя школа пгт Подосиновец".
Также много звездочек, которые дают учителям и родителям право гордиться ими и школой.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 7