винсент вообще был во многом замечательным, особенно когда не замечали его нищенское положение. и более всего отмечался его взгляд.
сначала глаза принимали непременно за обыкновенные, как и всегда, на них никто не обращал внимания. не видя в них ни блеску, ни глубины — словом, сперва не находили в глазах винсента чего-либо привлекательного. и он об этом, верно, знал, посему без всякого стеснения или скромности с первой же встречей нередко пользовался пристальным, точно вырезающимся под кожу к душе взором.
однако после, когда проходило уже достаточно времени, наконец, открывались истинные воплощения этих тёмных и внешне холодных, лишенных эмоций, глаз.
у винсента были одни из тех серьезных, уставших и потому тяжелых, но ужасно умных глаз, какие завсегда скрывают разумность за чём-нибудь человеку неприятным — за бедностью, угрюмостью и нелюдимостью, за равнодушием, которое почти преходит в жестокость. однако, как бы не скрывался любопытный взор от общества и от всего мира — он очень тонко суть обо всем понимал, весьма ловко умел внимать мелким подробностям души. он мог судить обо всем и обо всех, с легкостью и уверенностью делал выводы и суждения, от которых после не отказывался, оттого что знал, что обмануть его не случится. верил себе совершенно, глубочайшим образом заглядывал и в собственное восприятие, сознание — видел себя изнутри и снаружи, как не может вообразить собственную личность иной весьма образованный и благовоспитанный человек. жила в винсенте точная проницательность, без искренности, без сочувствия — отсутсвие иных, не менее значимых и тягостных в воспитании ощущений, и было заменено в нем на догадливость.
и, чтобы успокоить оставшиеся на дне сердце капли гордости, винсент сочинил себе, что выше сего общества, и только оттого брезгует вести себя как человек. страх был противен ему, пугал не столько объект, сколько само ощущение — с ним приходило и немое соглашение в своей беспомощности, и угнетение слабостью, и нерешительность к действию... называть страх страхом и принимать его наличие внутри было неудобно, противно, все шло с тем неладно, и очень травилось чувство о собственном превосходстве. от этого и выучил называть свою немощность излишком гордыни, словно ему нет ни развлечения, ни выгоды вступать в связь с посторонним человеком.
может, впрочем, оно так и было: всё-таки пытливый взор и держал на себе всю гордость. невозмутимостью внешней винсент создавал вид, точно ему нет дела ни до чего и он ничего не примечает, а душою — уж ликующий бес в нем разгорался всякий раз, как молодому человеку удавалось рассмотреть мотивацию и желания души, понять, как судить о создании.
но чем дольше он понимал существо, тем скучнее ему становилось время в компании с этим существом. по этой причине, стало быть, винсент и невзлюбил феликса: в нем не было загадок, намеренной, но не переигранной таинственности. в нем была глупость и самовлюблённость, шутовство и подлость. винсент мог просчитать всяк ход этого революционера, и только потому злобно и тихо относился ко всем озвученным планам общества. и по этой же причине он странным образом тянулся к дантесу; то есть и не полностью тянулся — не выгонял его из каморки, позволял появляться в любой момент, разрешал говорить с ним. сложно сказать, чтобы винсент вообще кого-нибудь выгонял или запрещал говорить — но умел сделать такое условие, чтобы нежеланному собеседнику и гостю самому скоро становилось утомительно дискомфортно. а фагеля зачем-то впускал, зачем-то не понимал его до глубины. и очень на себя за это сердился: видел наизнанку все фокусы кроуфорда, предполагал о судьбе вильяма в прошлом, замечал искренность в пьяном бреду патриса — да на что только ни был способен — а с дантесом все было так темно и неясно, что одним своим существованием этот адвокат одновременно и расстраивал нервы винсента, и раздражал его заинтересованность.
— зачем вы ко мне ходите ? я и слова в весь вечер не отвечаю, а вам все тоской не оборачивается.
— а так ли нужна причина моим визитам ? предположите, что только ради того — в глаза вам подолгу глядеть.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев