Чем Россия заменит импортные лекарства?
Продажи новых препаратов против ожирения, «выстреливших» на фоне усугубляющейся проблемы лишнего веса в мире, помогли многократно нарастить их рыночную стоимость разработчикам – международным фармкомпаниям. Более того, исследования показывают, что эти же лекарства могут быть показаны и для лечения ряда других значимых распространенных заболеваний. Ажиотажный спрос породил глобальный дефицит, а в России эти препараты малодоступны или вовсе отсутствуют еще и по другим причинам: иностранные производители сворачивают поставки или не регистрируют новинки на нашем рынке. Таким образом, у отечественных фармкомпаний появился шанс заместить импортные лекарства и занять перспективную рыночную нишу.
Новые фармгиганты
Чистая прибыль датского производителя препаратов против диабета и ожирения Novo Nordisk в I квартале 2024 г. оказалась выше прогнозов аналитиков, увеличившись на 28% год к году, до 25,4 млрд датских крон ($3,7 млрд). Это стало возможным благодаря продолжающемуся росту продаж препаратов для похудения: за январь‒март ‒ на 41%, до 11 млрд крон ($1,6 млрд). С момента одобрения в США своего блокбастера семаглутида как лекарства от ожирения в 2021 г. Novo Nordisk бьет рекорды по финансовым показателям. Сейчас капитализация (рыночная стоимость) этой компании превышает $600 млрд.
Тогда же, в начале 2024 г., еще один производитель препаратов против диабета и ожирения – американская Eli Lilly сумела обогнать по капитализации Tesla, став самой дорогой фармкомпанией в мире. Ее рыночная стоимость взлетела до $595 млрд, а к 3 июня компания подорожала до $790 млрд, по данным Нью-Йоркской фондовой биржи. Сейчас Novo Nordisk и Eli Lilly – это две самые дорогие фармкомпании в мире, и каждая из них имеет потенциал стать еще дороже, достигнув капитализации более $1 трлн, пишет The Economist. Причем этот взрывной рост именно благодаря успеху препаратов для снижения веса.
Повышенный спрос на семаглутид и лираглутид от Novo Nordisk и тирзепатид от Eli Lilly привел к дефициту препаратов в мире. Обе компании обещают инвестировать в расширение производства, но это потребует немалого времени, и пока трудности с доступностью их препаратов от диабета и ожирения сохраняются, пишет Reuters.
В нашей стране также были зарегистрированы семаглутид (в инъекциях и в таблетках от диабета) и лираглутид (в инъекциях от ожирения и диабета).
В 2023 г. в России лираглутид и семаглутид входили в перечень дефектурных (отсутствующих в продаже) препаратов, сообщало отраслевое издание «Фармвестник». Еще в ноябре 2022 г. Novo Nordisk уведомила Росздравнадзор о прекращении поставок семаглутида, писал отраслевой портал Vademecum. А импортные препараты с лираглутидом, по данным справочной AptekaMos на 4 июня 2024 г., были в наличии не более чем в трех десятках аптек по Москве. Лекарства Eli Lilly на основе тирзепатида вообще не зарегистрированы и недоступны в России: средство для лечения диабета было одобрено в США только в 2022 г., а от ожирения – в ноябре 2023 г.
Треть населения страны – «пациенты»
Между тем проблема лишнего веса и диабета стоит в России достаточно остро. По данным Росстата, в 2022 г. в России выявлено более 419 000 новых случаев ожирения – на 9,4% больше, чем годом ранее. По словам завкафедрой эндокринологии Российской медицинской академии непрерывного образования Александра Аметова, официальный диагноз «ожирение» должны иметь почти 25% россиян. В марте директор НМИЦ эндокринологии Наталья Мокрышева говорила, что в России данным недугом фактически страдают 50 млн граждан, в долгосрочной перспективе это число увеличится еще на 10% ‒13%.
При этом болезнь молодеет
Отмечает Татьяна Маркова, профессор кафедры эндокринологии и диабетологии МГМСУ им. А. И. Евдокимова. В динамике за 2014‒2018 гг. частота распространения ожирения в Российской Федерации среди детей в возрасте до 17 лет увеличилась на 21,4%, отмечено в исследовании Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения. Росстат зафиксировал, что в 2022 г. ожирение было выявлено у 108 000 детей и более 40 000 подростков. Аметов указывает, что все это сопровождается многочисленными сочетанными (связанными с ожирением – «Ведомости. Здоровье») заболеваниями и осложнениями. Среди них Мокрышева отмечала повышенный риск развития сахарного диабета, сердечно-сосудистых заболеваний, онкозаболеваний, патологии желудочно-кишечного тракта, психосоматических нарушений и нарушений репродуктивного здоровья.
В России для лечения ожирения долгое время применялись ингибитор липаз орлистат и сибутрамин. Комбинированные препараты на основе сибутрамина и микрокристаллической целлюлозы, а также на основе сибутрамина и метформина и сейчас очень успешно применяются, причем особенно эффективно при эмоциогенном пищевом поведении (переедании при стрессе или тревоге), говорит Татьяна Маркова.
Группа агонистов рецепторов (аналогов) глюкагоноподобного пептида (ГПП-1), к которым относятся семаглутид и лираглутид, получила распространение в России еще около восьми лет назад. Изначально эти препараты предназначались для борьбы с диабетом, а для лечения ожирения их начали рекомендовать последние несколько лет, отмечает эксперт.
Терапия всегда выбирается исходя из персонифицированного подхода к лечению конкретного пациента, указывает Кира Заславская, директор по новым продуктам российской биофармацевтической компании «Промомед» (крупнейший в нашей стране производитель лекарственных препаратов для лечения ожирения). Например, у молодых пациентов препаратом выбора может стать сибутрамин, поскольку основная задача терапии – выработка рационального пищевого поведения и закрепление этих паттернов до того, как разовьется более серьезное течение заболевания, полагает она. Лираглутид же, по ее словам, может быть препаратом выбора для пациентов с лишним весом и сердечно-сосудистыми заболеваниями, а семаглутид – с лишним весом и сахарным диабетом.
Перспективная ниша
Российские фармпроизводители не упустили возможность занять опустевшую рыночную нишу. Первой российской компанией, чьи препараты в классе агонистов рецепторов ГПП-1 в сентябре и октябре 2023 г. были одобрены Минздравом, стала «Промомед». По словам Аметова, препараты успешно внедрены в клиническую практику и позволили устранить зависимость системы здравоохранения от поставок этих лекарств из-за рубежа. При этом эффективность и переносимость отечественных препаратов даже лучше, чем у иностранных предшественников.
У компании «Промомед» есть планы по расширению показаний препаратов. В мире различные возможности исследуют также Novo Nordisk и Eli Lilly. Первая в марте 2024 г. объявила результаты испытания с участием 17600 пациентов, согласно которому семаглутид на 20% снизил риски сердечно-сосудистых осложнений у пациентов с лишним весом. По данным The Economist, группа агонистов рецепторов ГПП-1 потенциально может быть эффективна при апноэ во сне, хронических заболеваниях почек, болезни Альцгеймера, Паркинсона и жировой болезни печени.
На основе мировых данных и результатов собственных доклинических исследований, компания «Промомед» разработала стратегию дальнейших клинических исследований и сообщит о результатах по мере их проведения, обещает Заславская.
Кроме того, в мае, по данным Государственного реестра лекарственных средств, «Промомед» получил разрешение на проведение I фазы клинических исследований препарата против ожирения нового поколения – аналога тирзепатида от Eli Lilly.
В отличие от аналогов рецепторов ГПП-1 семаглутида и лираглутида,тирзепатид имитирует функции сразу двух гормонов ‒ ГПП-1 и глюкозозависимого инсулинотропного полипептида, при этом он более выраженно действует в отношении регуляции уровня инсулина и снижения массы тела, отмечает Заславская. Согласно литературным данным, принимающие тирзепатид пациенты смогли снизить вес на 15‒20% за полгода. Заславская добавляет, что тирзепатид может быть приоритетным препаратом для пациентов с выраженной степенью ожирения и тех, кто уже длительно применяет другие лекарственные средства, и тех, кому нужно сменить метод терапии.
Как указывает The Economist, стремительный рост рынка вызвал появление потока желающих вывести на рынок новые препараты для похудения. Большинство претендентов стремятся применять те же агонисты рецепторов ГПП-1, но получить большую эффективность или более простой способ доставки, отмечает издание. В пример оно приводит американскую Viking Therapeutics, разрабатывающую препарат, воздействующий на два рецептора, как и тирзепатид.
Ожирение и лишний вес ‒ хроническое заболевание, и новые методы терапии всегда востребованы и актуальны для этой категории пациентов. А агонисты ГПП-1 и двойные агонисты являются наиболее перспективными препаратами за счет выраженного действия и широкого спектра дополнительных эффектов. По оценке компании «Промомед», к 2032 г. рынок этих препаратов составит не менее 120 млрд руб.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев