Омовение и купание
С 5 на 6 Января - завершаются Святочные гуляния, наступает Водокрес. Пора, когда закрываются Врата Нави, а мир Яви приобретает обычную упорядоченность. О сию пору Искра Небесного Огня (Креса) из Сварожьей Кузни падает в воды Земли, наделяя их чудодейными свойствами. Ещё верят, будто в это время Велес — Податель Здравы — благословляет все земные воды, дабы всякий, омывшийся в них в этот день, исцелился от всевозможных недугов.
И.П. Сахаров в своих «Сказаниях русского народа» ещё в XIX в. писал: «Водокрещи — слово старое, осталось только между поселянами Московской, Тульской, Орловской и Киевской губерний. Сим словом они выражают:
Время. "От оспожинок до водокрещей минуло. — От водокрещей до Евдокей пройдет семь недель с половиной".
Омовение Живой водой, освященной серебром Месяца, проводилось нашими предками без церковного освящения. "Недаром в XVI в., согласно Стоглаву (1551), участники ночных игрищ омывались в реке до заутрени, т. е. тогда, когда вода не была обновлена молитвами священников (зимой 1557–1558 гг., по данным неизвестного англичанина, служившего при дворе московского царя, обряд водоосвящения проводили около 9 часов утра). Это значит, что народ признавал святость водной стихии вне зависимости от ее включения в круг христианских символов и активно использовал воду для ритуальных целей" (Грузнова Е. Б.: (1).
В обличениях Cтоглавого собора 1551 года шумная, веселая народная традиция закрытия Святок и чествования Воды в навечерии Крещения подверглась осуждению: "… и егда нощь мимо ходитъ, тогда отходятъ къ рѣцѣ съ великимъ кричаніемъ, аки бѣсніи, умываются водою; и егда начнутъ заутреню звонити, тогда отходятъ въ домы своя, и падаютъ аки мертвіи отъ великого клопотанія" (Знаменский П. В.: "О борьбѣ хрістіанства…": (2).
Умываются, но не купаются. Учитывая, что ряжение, контакт с иномирьем, происходит на многих праздниках (Масленица, Русалии, Сварожье, Новолетие ("чистый четверг") и другие, нигде и никогда этот "грех" не "смывается".
Издревле ритуал обязательного омовения на Нове месяце, перед рассветом, приурочен в дни "переходов" и, в том числе, к началу года. "Для традиционной культуры народов Восточно-Европейской равнины вообще присуща сакрализация воды как излучающей свет, как светлой/святой субстанции" (Тульцева Л. А.: "Дети и деды…":(3).
Первоначально обряд, проводившийся церковными служителями у прорубей, назывался "крещение воды" в разных интерпретациях. То есть вода как бы может стать "святой", но только после определенных церковных ритуалов: "… вслѣдствіе церковнаго обряда освященія воды, удачно называвшагося въ древности Водокрещами, потомъ Водокрестiемъ, Водокрещеніемъ, — откуда это имя перешло и на самый праздникъ Крещенія" (Смирнов С. И.: (4).
При этом вырезание христианского креста во льду ("на леду выдулбываютъ") подверглось резкой критике в "Слове" XIII в. "О крестѣ иже на земли и на леду пишють": "бо попирают ногами человеци, кони и весь скот и псы, потом и порты мыют и польют и сквернами". Такое "малоумное" отношение к высеченному кресту говорит об отношении к христианской святыне.
(1). Грузнова Е. Б. На распутье средневековья. Языческие традиции в русском простонародном быту (конец XV—XVI вв.). — СПб., СПбГУ, 2012
(2). Православный собеседникъ. Издание Казанской Духовной Академiи. Часть вторая. — Казань, 1865
(3). Этнографическое обозрение, 2010, №5. — М., 2010
(4). Смирнов С. И. Водокрещи. Матеріалы для исторіи крещенскихъ обрядовъ въ древней Руси. Свято-Троицкая лавра, 1900
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4