Ледоход
Михаил Памшев
Перед ледоходом
Давно как я покинул деревню – свою малую родину. Когда была жива мама, приезжал, старался приехать в летнее время. Очень часто вспоминаю реку моего детства Цну. По- разному трактуют необычное название реки. Я больше верю в то, что цна по языку какой-то народности Мордовии означает красивая. Цна своё начало берёт в Тамбовской области. Впадает она в Мокшу, Мокша – в Оку, а Ока – в Волгу. Выходит, что Волга является прабабушкой Цны.
Родился я и жил в селе Лесное Конобеево Шацкого района Рязанской области. От родного дома до реки было примерно 200 метров. Конечно, я пользовался всеми благами, которые предоставляла Цна. В детские годы купался до посинения, до заикания, до дрожи по всему телу, а особенно в губах. Купался днём, купался поздним вечером при луне. Рыбалка всех видов, которые я описал в рассказе «Детство военное». В зимний период только-только покроется речка льдом, прикрепляешь к валенкам коньки, и – на лёд. Были случаи, когда попадали в полынью. У меня таких проколов, слава Богу, не было. Некоторые смекалистые пацаны сколачивали из досок треугольный остов, к нему прикрепляли три конька и мачту для паруса. Шикарно! Другие от зависти падали, увидев, как такое сооружение проносится мимо с ветерком. Делали такие сооружения сами. Отцы погибли на войне. На всю деревню осталось несколько мужчин-инвалидов. Кто без руки, кто без ноги. Короткое время отпускала природа для катания на коньках, лёд закрывался снегом.
Самое глубокое впечатление производил ледоход. Не видел я документальных фильмов и не читал о ледоходе. Решил всё-таки зайти в интернет и посмотреть, что написано и зафиксировано о ледоходе. Я был удивлён! Ничего, кроме специальной обуви, предназначенной для хождения по скользкой или ледяной поверхности. Ещё увидел фотографии, на которых было запечатлено половодье. Может быть, только Цна выдавала такие бурные, мощные ледоходы.
Живя в Новосибирске, видел, как лёд плыл по Оби. По полноводности Обь занимает второе место в РФ после Волги. Видел, как лёд плыл по Ине (моя дача недалеко от Ини). Иня в два раза уже Цны. И там, и сям плыл лёд и плыл спокойно. Льдины небольшие. Обычное половодье. Это происходит от того, что лёд в наше время предварительно измельчают взрывами. Иначе большие льдины могут разрушить мосты, плотины, другие водные сооружения. Может быть, и на Цне в наше время нет таких Ледоходов.
Речка Цна неширокая – 50-60 метров. Восточные берега крутые, западные пологие. Это объясняется вращением земли вокруг своей оси. В результате этого западные берега под напором воды омываются и постепенно оползают, создавая крутизну. Был такой берег недалеко от нашего дома. Назывался Круча (это множественное число). Там вдоль воды нельзя было пройти – сразу начинается глубина более трёх метров. Сам берег как стена. Суглинок. В стене сплошь норки стрижей. Они недоступны для вездесущих мальчишек, разоряющих птичьи гнёзда.
Родители запрещали своим детям купаться на этих Кручах. Запрет запретом, но желание мальчишек оказывалось сильнее всех запретов. Однажды собралось нас 6-7 мальчишек 7-9 лет, и пошли купаться на Круча. Девочки соблюдали запрет и не купались там. Прелесть купания на Кручах заключалась в том, что нырять там можно было сразу с берега. Накупавшись, нанырявшись, мы пошли на озеро, расположенное недалеко от Кручей, ловить карасей руками. Сначала месили дно, поднимая ил. Большая муть вынуждала карасей всплывать наверх, и мы их тут как тут вылавливали. Озеро было небольшое, небольшой был и улов. После такой рыбалки мы вернулись к месту купания и обнаружили, что среди нас нет одного паренька. До нас дошла трагичность сложившейся ситуации. Не зная, как поступить, мы с воплем помчались в деревню, звать на помощь взрослых. Не спасли мальчика. Как это случилось, мы даже потом не поняли. Место, где мы купались, было неглубокое. Забыли мы про купание на Кручах, по крайней мере, в том сезоне.
Рыбачить на Кручах с моей элементарной снастью было неудобно. Пробовал я рыбачить, когда приезжал в Конобеево во время отпуска, однако удачной рыбалки не было. На пологих берегах располагались пляжи для людей (по-деревенски они назывались "притамощами), места для отдыха и обеденной дойки коров. Обычно в этих местах был брод. В засушливые годы по одному броду можно было пройти, засучив и не намочив штаны.
Ледоход
И вот скромная, тихая речушка, колыбель моя во время половодья превращалась в море. Я жил на улице Набережная, в годы моего проживания называвшейся Красавкой. На другом берегу реки расположилась небольшая деревня Токарёво. От Красавки до Токарёво примерно 2 километра. Во время наводнения всё это пространство заполнялось водой. Весь заливной луг около Кручей до леса назывался Шустихой, тоже был залит водой. На лугу было несколько озёр и два из них большие. Это Ореховое и Авьюнное. Пишу с двумя буквами «н», так как, по моему мнению, название озера произошло от вьюнов. Ловились же там, в основном, караси, хотя мелкие, но много. Эти большие и остальные мелкие озёра зарастали кустарником и большой осоковидной травой, аиром (в деревне последнего называли початками, которые при созревании выделяли большое количество пуха).
Иногда вода подступала вплотную к домам. И взрослые, и дети постоянно следили за уровнем воды. Вдруг дойдёт до эвакуации. Из всех наводнений при моей жизни в деревне вода только дважды заливала наш сарай и 2-3 дома с конца Красавки.
Большая вода держалась недолго – примерно, с неделю, затем постепенно отступала. Лёд стал трескаться с большим шумом. Как правило, 14 апреля (плюс-минус два дня) начинался ледоход. И млад, и стар из близлежащих к реке домов наблюдали это зрелище. Ледоход показывает всю силу природы-матушки. Огромные льдины скапливаются, давят друг на друга, поднимаются на дыбы, рушатся. Гром без молнии! Льдин скапливается очень много, им не хватает водной поверхности, и они вылезают на берег, издавая разнообразные, порой неслыханные звуки: треск разбиваемого стекла, гул, звон высыпаемых из ёмкости металлических монет, Некоторые льдины, вытолкнутые на берег, долго лежат там, пока не растают. Сначала трескается и уходит близлежащий лёд, затем прибывают льдины с верховья реки. Длится ледоход 3-4 дня. Большая напористость, мощь ледохода вблизи Красавки объясняется тем, что в этом месте река делает два поворота, как на дорожном знаке «Извилистая дорога» и расстояние между поворотами всего один километр, а ещё через километр от второго поворота располагается мост. Я уже не видел его. Как только выдерживает мост такой напор? Раньше мост был понтонный деревянный, и, хотя его разводили, ледоход часто забирал мост с собой. Наступала проблема переправы через реку школьников и учителей из деревень: Ялтуново, Токарёво, Польное Конобеево.
Чего только не увидишь на льдинах во время ледохода? Плывут облагороженные проруби, ограждённые ледяными стенами. В годы моей жизни в деревне речная вода использовалась в пищу. Колодцы тоже имелись. Однако самая приятная вода для чая речная. Лучше отстирывает бельё тоже речная вода. С построением гидростанции в Барках и увеличением судоходства вода в Цне стала непригодной для питья. Кроме прорубей плыли по воде доски, брёвна. Видимо, это были остатки мостов, сараев, каких-нибудь построений. Однажды вместе с другими наблюдателями я увидел зайца прыгающего по льдинам. Все переживали за него. Боясь и зрителей, и сложившейся ситуации, заяц прыгал с одной льдины на другую, пока не оказался на другом берегу, а там сумел соскочить на землю. Некоторые видели, как по льдинам металась лиса. Как она туда попала? Рыбу что ли решила половить или заскочила на лёд в пылу охотничьего азарта, преследуя какого-нибудь зверька. Лиса тоже смогла выбраться на землю.
Телевизоров в те времена не было и такое из ряда вон выходящее событие наблюдали почти все жители Конобеева. Отчаянные мальчишки 12-14 лет, имея такое количество зрителей, не теряли момента покрасоваться перед публикой. Они плавали на льдинах, перепрыгивали с одной на другую. Разумеется, родителей этих прыгунов среди зрителей не было. Я запомнил только двоих: Ваня прозвищу Гульба, кажется, Вася по прозвищу отца Казак. Имена забываются со временем, а прозвища застревают в памяти на всю жизнь. Имена часто повторяются, А прозвища нет, могут иногда наследоваться от родителей. У Казака однажды случилась неприятность, при прыжке он поскользнулся и оказался в ледяной воде. Конечно, никаких спасательных средств не было. Слава Богу, выбрался сам живой, но мокрый. Помчался домой. Как с ним поступили родители, мы не знаем, но с той поры перестал Казак прыгать по льдинам.
Огромное количество льда проплывало по Цне. Постепенно количество его сокращалось. От своих днищ, удерживаемых крупной травой и кустами, отрываются, наконец, льдины, сковывающие озёра. Плывут они целиком. Торчат трава, кусты. Создаётся впечатление, озёра уплывают на другое место. Сначала проплывают льдины маленьких озёр. В заключение плывёт громадина Орехового озера в диаметре с полкилометра! Сохранилось ли Авьюнное озеро, не знаю. Оно было меньше орехового. В Шустихе проводилась мелиорация и этот красивый, слегка заболоченный луг, теперь зарастает лесом. Плыли льдины с озёр спокойно, солидно, друг на друга не лезли, так как препятствий на их пути не было. Как они поступают с мостом, если их туда допускают?
После ледохода
Наконец-то, закончился ледоход. Хорошо, что вода не затопила дом, что льдины не унесли сарай или баню. А то ведь, сколько бед приносит половодье в наше время и в России, и в других странах! Вода заливает целые города. Рушатся дома, гибнут люди. То ли больше стало информации, то ли природа-матушка сильно осерчала на людей за их плохое и, даже можно сказать, вредительское отношение к ней, но очень много бед стало в мире от природных катаклизмов.
Полая вода, продержавшись несколько дней на достигнутом максимуме, начинает отступать, оставляя на границе водораздела брёвна, доски, кусты, ветки, корни растений, траву. Нужное в хозяйстве добро, подбирается людьми. Тщательно исследуют этот мусор дети. Что-то находят. В голодные из-за засухи 1946-47 годы попадались съедобные корни, содержимое их по виду и по вкусу было похоже на муку. Такие корни мы с удовольствием поедали, но домой, почему-то не приносили. Мусора было много. Подсыхая, он очень хорошо горел. Как порох. Однажды со своим другом детства Колей провели такое исследование, и, хотя до деревни было далеко, огонь быстро достиг её. Огонь был большой. Ничего страшного не произошло кроме воспитательных воздействий со стороны наших мам. Отцов-то у нас не было, а то бы больше досталось.
Когда вода отступала до крутого берега, наступала пора весенней рыбалки бреднем. Событие это тоже вызывало большой интерес у жителей, чьи дома располагались ближе к реке. Опытным специалистом по весенней рыбалке был Коматник. Это, конечно, прозвище. Ни имени, ни фамилии я не помню. Очень хозяйственный пожилой человек с большой белой бородой. У него кроме огорода был сад. На всё довольно большое село было только 3-4 сада. У Коматника имелся специальный бредень. Подобного бредня я ни у кого не видел.
Особенность этого бредня состояла в том, что дальний кляч (палка, к которой крепилась сеть) был жёстко прикреплён шест длиной примерно 5 метров. Шестом задавалось перемещение бредня. Шестом управлял сам Коматник. К клячу с шестом была привязана длинная верёвка. За неё подсобные рыбаки как бурлаки тянули бредень. К ближнему клячу была подвязана верёвочная петля. Тащить бредень необходимо было трём - четырём мужчинам. У Коматника было два взрослых сына. Обычно находились помощники. Какая ловилась рыба? Обычная рыба характерная для европейской части России: щука, окунь, сом, плотва, лещ, налим. Сомы и налимы попадались редко, а щуки ловко выпрыгивали из бредня. Попадались раки. Коматники их не брали, подбирали ребятишки, им же доставалась и мелкая рыба. Довольны были ребятишки и кошки. Одна кошка соседей подходила близко к рыбакам. Уходила сытая и довольная. Я более подробно пишу о бредне, так как не уверен, что сохранился такой способ весенней рыбалки.
Очень редко попадались выхухоли, в деревне они назывались "хохулями". Однако оба слова для русского языка не совсем приятны. Обычно этих "хохуль" отпускали подобру-поздорову, если не было заказов от женщин. Дело в том, что хвосты выхухоль в высушенном состоянии издавали очень приятный аромат как духи. Хвосты укладывались в большие сундуки, в которых хранилась праздничная одежда. Пожилые женщины называли такую одежду "кобедняшной" (надевалась на время посещения церкви). Других общественных мест кроме церквей в то время не было.
Ледоход, половодье, весенняя рыбалка в описываемом мною варианте нравились моим землякам. Как эти явления происходят сейчас? Не знаю. Описать ледоход очень трудно, о нём бы следовало снять документальный фильм.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 9
Спасибо большое
Я как будто побывала на своей улице Неволевке.
Какая ты счастливая что бываешь к Конобееве.
А я нет и вряд ли ещё приеду
Не куда.да издоровья нет.
Спасибо Рая.
Читать
Я жила на Ниволевке
Так улица называлась