Неделька новогодних праздников промелькнула как всегда ярко и по-домашнему тепло. В череде январских буден Дарья вечерами привычно хлопотала по дому, раздумывая над сюжетами будущей книги. А впереди советский праздник 23 февраля, который в семье отмечали с особым чувством: в этот день появился на свет Дашкин брат вслед за ушедшей в мир иной бабушкой. Вот уж точно связано всё в мире славянской семьи...
Но в начале февраля Дарья неожиданно получила весточку от Макошь весьма прозаическим способом: по электронной почте прилетело приглашение на экскурсию в эко-деревню.
Дашке солнечным лучиком прошлись по душе строчки письма: «Дашуня, жду тебя 11 февраля на праздник «Велесов день». Познакомлю с интересными личностями, сохраняющими древние традиции» А дальше следовал адрес местечка, что совсем недалеко от областного центра.
Даша и раньше краем уха слышала об этом эко-поселении и даже обращала внимание на указатель с трассы, когда отправлялись в сторону отчего дома. Но желания поближе посмотреть на уклад особой деревни не возникало: всегда настораживало Дарью слишком фанатичное отношение к чему-либо. А про это местечко слухи бродили разные: и дом должен быть по особым стандартам, и правила проживания в общине строгие – в общем, не забалуешь и не поиндивидуальничаешь…
Но рекомендация Макошь вне всякого сомнения, и Дарья с мужем помчались к назначенному часу, благо на этот день удалось получить отгул.
Макошь, наряженная в ладный полушубок, белые валеночки с вышивкой и укутанная цветистой шалью, ждала у адресного указателя на въезде в поселение. Дарья выскользнула из машины и с приятным волнением расцеловала раскрасневшиеся щёки Богини.
_ Сегодня День Велеса или Власия – древний славянский праздник, посвящённый этому Богу-покровителю домашнего скота. Сам праздник начнётся чуть позднее, а пока проведу небольшую экскурсию по посёлку, - Макошь с ходу включила в тему.
- Посёлок не случайно называется «Велесово»: тут всё устроено в древних славянских традициях, - комментировала Макошь, уже сидя в машине, неторопливо шуршащей по припорошенным снежком улочкам.- Люди здесь живут увлечённые, но не ушибленные напрочь фанатизмом.
Тут Макошь заговорчески подмигнула, явно успокаивая Дарьины сомнения об обитателях посёлочка.
Олег как любитель деревянных кружев на наличниках и ставнях отметил разнообразие элементов и в то же время единство стиля. На деревянные бревенчатых домах, пропитанных бесцветными материалами, и украшения были естественных природных оттенков.
Дарья не особенно ориентировалась в сторонах света, но обратила внимание на стройность расположения уличных рядов.
- Да, дома построены по определённым правилам: ориентация дома по сторонам света,- подтвердила догадки Макошь,- недаром говорили: «Дом светел – судьба светла. А в темном доме не ищи добра». Всё должно быть в согласии с Миром, с Родиной.
- А места живописные тоже не случайно? Или это дань современной моде?- полюбопытствовала Даша.
- В этом местечке всё не случайно. Конечно, идеальным для строительства считался пологий холм на берегу реки или озера, но на этом участке только естественный источник воды – родник. А уж поселенцы не только устроили купальню с целебной водичкой, но обеспечили жизненной энергией дома, - продолжала вещать Богиня.
- Я тоже читал, что строить надо по сторонам света, - и Олег с интересом включился в разговор, - по древним строительным канонам крыльцо должно выходить на юго-восток, а западная стена дома была «глухая», без дверей и окон.
- Верно,- согласилась Макошь,- именно западный ветер несет нежданные перемены в жизнь человека и «сдувает» нажитое. А как жизнь показывает, эти перемены не к лучшему… И укрепляли всегда эту сторону хозяйственными постройками.
- А ещё я читал, что, по советам славянских мастеров, детские и спальные комнаты в доме лучше ориентировать на восток или юго-восток, навстречу восходящему солнцу.
- Да, везде мудрость вековая заключена: кухню - на север или северо-запад во внутренний двор, - продолжила пояснения покровительница женщин, - удобно из кухонного окна, не отвлекаясь от домашних дел, присматривать за играющими детьми. Знаете, есть такое присловье мастеров:
Стань лицом на Север.
Оглянись через правое плечо – это вид с твоего крыльца.
Вытяни правую руку – там кровать твоя будет стоять.
Оглянись через левое плечо – из кухонного окна обзор откроется.
По левую руку от тебя кладовая обустроится и за стеной скотина домашняя жить должна.
-А ещё какие непреложные правила обустройства дома существуют?- Дарье не терпелось проверить: а их-то дом соответствует требованиям?
- Да все, что связано с силами ветра имеет значение. Очень важно приостановить ветер, сохранить энергию дома. Потому-то сад при доме – это не только пропитание, но защита от невзгод.
А ещё принято ставни ладить только с севера и запада, а резьба на них особенно затейливая призвана не только от холода защищать, но и от бед.
- Получается, Дашуха, наш дом не совсем по правилам устроен,- заметил Олег, - будет повод потрудиться над ошибками…
- Какие ваши годы - есть время для перемен. А задумаете новый дом строить – не выбирайте место на старой дороге – энергия прежнего пути не даст хорошей жизни накапливаться... - улыбнулась Макошь и указала на околицу, где уже собрались поселенцы.
Навстречу собравшимся двигался, замыкая снежный вал, снегоход. Присмотревшись, Дарья удивилась: к современному транспорту был прикреплён плуг! Он-то и создавал борозду в снегу.
- А эта снежная опашка связана с традицией защиты от коровьей смерти,- Макошь снова обратилась к истории славян. – Как-то Морена, Богиня Зимы и Смерти, решила уморить всех коров и создала страшного духа - коровью смерть. И случилось это в феврале, когда приходит пора зиме отступать и Морена особенно лютует. Вот и бродит коровья смерть по дворам и только после Дня Велеса покидает мир Яви. Велес же как защитник домашнего скота научил, как прогнать коровью смерть.
Перед нами первая часть защитного обряда – начертание сакрального круга, который создают только мужчины. А дальше черёд силы слова – здесь даётся право защитить домашнее хозяйство женской половине.
Историю о старине прервал подошедший статный мужчина, которого Дарья почти сразу же узнала, а убедили её окончательно знойно сверкнувшие глаза Макошь. И хотя Влас на празднике Братчина выглядел менее могучим, его спутать с кем-то было сложно: уж очень колоритно притягателен образ вечного суженого Макошь.
Обменявшись душевными приветствиями, компания разделилась: Олега забрал с собой Влас: как виновник торжества он руководил установкой праздничных столов в общественной конюшне. Бог домашнего скота не гнушался и обычной работы.
Дашка, взглянув на нарядных женщин подстать Макошь, немного почувствовала себя неловко: уж очень не вписывался в атмосферу ее горнолыжный костюм.
- Ничего, поправим чуток,- подбодрила Макошь, вытягивая из-под своего полушубка яркую шаль, - знала, что пригодится…
Дарья накинула подарок поверх шапки и закрепила на шее по кругу так же, как и у других женщин.
- Сейчас пойдём по защитной борозде – удобнее будет в валенки переобуться. Заглянем на минутку в валяльную: местные женщины - мастерицы чудеса создавать.
Здание валяльной примыкало к ряду хозяйственных строений общины, что находились здесь же с западной стороны посёлка. Времени на утоление жажды любознательности у Дарьи в этот раз не было – пришлось удовольствоваться короткими ответами старшей по этой мастерской. Но выбирая белоснежные валеночки со снегирём на ветке рябины, Дашка успела оглядеться. На полках разместилась продукция для продажи: валенки взрослые и детские, украшенные сюжетами природной жизни, тапочки домашние разнообразных форм и плотности, варежки, шапки, сумки калейдоскопом пестрили в глазах.
- Богато тут у вас, - похвалила Дарья.- Такой товар, наверное, хорошо востребован?
- Не жалуемся, - скромно отозвалась старшая, приятная женщина средних лет, но приободрённая кивком Макошь, с улыбкой добавила,- У нас все товары не залёживаются: и из кузни, и из сырной мастерской, и из столярного цеха…
- Пора,- напомнила Макошь, - нам ещё весь круг обойти, а это не меньше часа.
Группка женщин выстроились гуськом за Богиней, которая держала в руках пучок колосьев.
- Это часть колосьев «Велесовой бороды» – особого снопа, который посвящают Велесу при уборке урожая,- шепнула по ходу Макошь, отвечая на немой вопрос Дашки.
- Они здесь и хлеб выращивают?- удивилась Дарья.
- Немного ржи на хозяйственные нужды, а пшеницу на Алтае закупают,- Макошь улыбнулась, и женщины пошагали по снежной борозде, повторяя вслед за Богиней слово в слово заклинания:
- Смерть коровья, Мореной тварёна,
Прочь из села, из нашего двора!
В селе щитом Велес родной
С копьём, огнём, горячей золой.
Не ходи в село: твоё время ушло!
Чур наших коровушек, Чур наших бурёнушек!
Процессия, несмотря на Дашкины сомнения, управилась быстро. Видно было, что отчасти ритуал воспринимался как условность, игра, но сакральный смысл слов все-таки принимался. Разрумянившиеся женщины поспешили в тепло помещения общественной конюшни, где оставшимися на хозяйстве уже накрыт праздничный стол. «Конюшня не такая шикарная, как у Коляды, » - отметила по себя Дарья. Но часть, в которой устроено застолье, довольно просторная, ухоженная и без всяких посторонних запахов, свойственных для подобных строений.
Во главе стола восседал Влас, с противоположного конца устроилась Макошь со своими спутницами. Дашка поискала глазами мужа и, заметив его неподалёку от Власа, приветливо подмигнула.
Макошь на правах соратницы покровителя скота взяла слово:
- Соратники, сородичи наши! Наступил Велесов день – отступает лютая стужа, готовится на покой суровая Морена. А в наших дворах новый приплод, новый достаток! Будем же радоваться дарам Земли-Матушки, благодарить защитников дома и делиться щедротами труда нашего!
Застолье зашумело, из глиняных кувшинов, к удивлению Дарьи, полилось молоко, а не медовуха. Проворные девушки ставили на столы глубокие чаши дымящейся каши, утопающей в солнечных островках масла. Свежесбитое масло стояло в плошках меж тарелок с сырами, благоухающими ломтями хлеба. Тут же белели горки творога, политые густыми сливками. Любители подсластить могли добавить медка и мочёных лесных ягод.
Уплетая всё это роскошество натурального продукта люди негромко переговаривались, посмеивались, делясь повседневными заботами. У Дарьи было такое чувство, что она присутствует на обычном обеде большой сельской семьи, где время застолья воспринимается как короткий отдых в череде трудового дня.
- А поселенцы знают, кто сидит во главе стола?- потихоньку поинтересовалась Дашка.
- Ну зачем же смущать людей? Достаточно того, что это Влас, вдохновитель и по большому счёту покровитель этого поселения, - ответила Макошь и добавила, - и я для них просто Маша – соратница, помощница в организационных вопросах…
Застолью кто-то из поселенцев предложил вспомнить пословицы и приметы на тему дня, и зазвучали давно затерявшиеся во времени строчки, теперь больше гуляющие в недрах интернета:
- У Велеса и борода в масле.
- Прольет Велес маслица на дороги, зиме пора убирать ноги.
- Если в день Велеса оттепель, суровых морозов больше не будет.
- Велес рог зиме сшибает…
Домой супруги возвращались уже поздним вечером, делясь своими впечатлениями. Олегу понравилось устройство столярной мастерской, и поразили своим умением местные кузнецы:
- Вот у кого, Дашуня, надо заказывать кованые элементы для дома: и качество отменное, и посоветовать со смыслом деталей помогут…
- Да, поучиться есть чему в этом посёлочке, - задумчиво отозвалась Дарья, - хорошо, что познакомились…( из книги Натальи Гнедовой "Славянским кругом"
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5