Когда, наконец, наступал рассвет, становилось легче. Отупев от бессонной ночи, Наталья сваливалась в постель и засыпала коротким тревожным сном под звуки телевизора.
– Тебе надо научиться жить по-новому, без папы, – говорила ей дочь, видя безумство матери.
– Я не знаю, что значит жить по-новому, – слабо сопротивлялась Наталья. – Я-то не новая. В школу идти? В институт?
– А хоть бы и в институт. Вон в США, пишут, женщина в 85 лет закончила институт, потому что всю жизнь мечтала иметь высшее образование.
– Мне хватает и высших, и специальных образований, и курсов повышений, и тэдэ и тэпэ. – Ты хочешь, чтобы я получила ещё одну специальность и пошла в свои годы строить карьеру?
Нечего было Алёне ответить матери на эти слова. Она видела, что та резко сдала, стала больше курить и часто сидела, уставившись в телевизор невидящими глазами. Могла так просидеть целый день. Алёна ничем не могла помочь матери, угасавшей на глазах.
Переехав с севера в Подмосковье, где жила дочь, родители не успели ещё прижиться в новом месте. Оставив на севере друзей и всю прошлую жизнь, они не нашли себя в этом краю. Смолоду весёлые, активные, ходившие в походы, легко взбиравшиеся на пик Черского на Байкале, они каждый год ездили в новые места. Даже будучи немолодыми, любили ездить на Алтай и там спускаться на плотах по речным порогам.
Но после ухода на пенсию отец стал болеть, и врачи посоветовали сменить климат. Переезд обсуждался долго. Родители мечтали чаще ходить в театры, на выставки, гулять в парках. Квартиру покупали в Подмосковье специально ближе к речке, чтобы гулять по берегу. Отец сказал, что пора заняться здоровьем, и они решили по утрам делать пробежки. Алёна даже купила родителям тренировочные костюмы – как символ новой жизни. Но давняя болезнь вдруг дала осложнение, и отец умер через два года. Он угасал медленно. Новые тренировочные костюмы – символ новой жизни! – так и остались не распакованы.
В последнее время мать часто проводила время на берегу речушки.
– Ну что ты сидишь здесь целый день? Ты хоть обедала сегодня? – спрашивала Алёна, когда после работы шла за матерью на берег.
– Да зачем мне есть? – Мать смотрела потухшими глазами на Алёну. – Не думай обо мне. У меня всё хорошо.
– Да у тебя сил уже нет.
– А зачем мне силы? На что их тратить? – отшучивалась мать.
Оставшись без мужа, Наталья потеряла себя. Жить воспоминаниями не было сил. Впереди она видела только пустоту.
Вдоль речушки были проложены прогулочные дорожки и стояли уютные лавочки. С раннего утра до позднего вечера дорожку активно осваивало всё близпроживающее население. Рано утром трусцой растрясали пивные животики взрослые, их сменял весёлый народ помладше: дети, идущие в школу, а уже ближе к обеду и мамочки с малышами и колясками, и ребятишки с самокатами.
Глядя на детей, учившихся ездить на самокатах, Наталья вспомнила, как муж однажды сказал:
– Надо бы научиться заново кататься на велосипеде. А ты на чём хочешь кататься?
– На самокате, – засмеялась Наталья.
Грустные воспоминания… Наталья потихоньку стала подниматься от берега реки к прогулочной дорожке. И вдруг остановилась. Прямо перед ней в густой траве мелькнул оранжевый огонёк. Она наклонилась. Цветок маленьким огоньком светил в густой траве. Как он оказался здесь, в городе, на берегу реки? Ярко-оранжевый, прикрытый желтовато-охряными листочками бутона, он только набухал и со временем должен был распуститься в крупный цветок. Как залетело сюда его семя? Наталья знала, что если цветок пересадить в землю, свободную от сорняков, он наберется сил и будет расти свободней. Здесь же корни густой травы не дадут ему разрастись, задавят его. Наталья попыталась выдергать траву вокруг цветка. Но она так плотно окружила растение, что вырывать траву было опасно – можно повредить корешки цветка.
Что делать? Просто сорвать цветок было бы кощунством. Конечно, он украсит любую квартиру, но простоит неделю и придётся его выбросить. Как сохранить его?
Наталья быстро пошла домой. Где-то на лоджии должна быть сапёрная лопатка. Муж нашёл её случайно в лесу, когда они ходили за грибами. Наталья ещё посмеялась:
– И зачем тебе эта лопатка? Окопы рыть будешь?
Муж деловито приторочил лопатку к рюкзаку:
– В кулацком хозяйстве и пулемёт сгодится. Может, эта лопатка когда-нибудь тебе жизнь спасёт.
Захватив попутно канистру с водой, Наталья поспешила назад. Теперь она уже боялась, что кто-нибудь обнаружит её цветок и сорвёт. К счастью, он был на месте. Наталья аккуратно обкопала цветок и полюбовалась на свою добычу. Поставив весь ком земли в пакет, она дошла до ближайшей лавочки и села. Из зелени травы на неё укоризненно смотрел цветок.
– Сейчас, сейчас я тебя освобожу от травы и пересажу, – приговаривала Наталья, осторожно отделяя корни.
Рядом лихо притормозила девчонка на самокате:
– Тётя, а что вы делаете?
– Освобождаю цветок из плена.
– Так он же умрёт без земли и воды, – девочка слезла с самоката. – Какой красивый, только маленький совсем. А как его звать?
– Некоторые называют жарок, а кто и огонёк. А некоторые ещё называют его купальницей. Это лесной цветок, по-научному называется троллиус. Учёные вообще называют его «цветок троллей». Есть даже легенда, что в сказочном лесу лесные карлики-тролли в каждом таком цветке варят эликсир жизни на огоньке.
– Здорово! Выходит, этот цветок – эликсир жизни?
– Выходит, так. А если его в хорошую землю посадить, он расцветёт большими цветами, как розы. И через год будет не один цветок, а целый куст.
– Правда? А вы его в лес повезёте?
Наталья уже придумала, где посадить цветок. Сразу за бордюром дорожки была земля, которую оставили, когда делали дорожку. Наталья попробовала землю копать – пошло легко. Значит, цветок приживётся.
Девочка не уезжала:
– Жалко будет, если кто-нибудь цветок сорвёт. Хорошо, если бы их несколько было, как будто клумба.
Наталья разравняла землю за бордюром и приготовила ямку для цветка:
– Ты покарауль цветок, а я посмотрю, вдруг там ещё растут такие же.
Она пошла на место, откуда выкопала цветок и нашла ещё три «огонька». Некоторые были совсем крохотные, но и на них уже появились бутончики. Выкопала растения, перенесла на лавочку и стала отделять от них траву. А потом подготовила землю и рассадила цветы.
За то время, что Наталья сажала цветы, мимо неё прошло много народу. Люди переговаривались:
– А что это женщина делает?
– Ты что, не видишь – цветы сажает.
– Какая молодец.
– А где вы купили такие цветы?
– Надо с дачи привезти и тоже посадить здесь цветы.
– Простите, а как называются эти цветочки?
– Эликсир жизни.
– Как красиво!
Закончив работу, Наталья села на лавочку, полюбовалась цветами и представила, что через неделю здесь расцветут её «огоньки».
Первый раз за весь год она спала хорошо. Ей снилось, что она бежит по велосипедной дорожке, вдоль которой стеной стоят кусты, расцвеченные ярко-оранжевыми цветами.
Утром, наскоро позавтракав, она достала из комода тренировочный костюм в упаковке – символ новой жизни! – и надела его. Закинула за плечо рюкзак, в котором стояла канистра с водой, приторочила к рюкзаку сапёрную лопатку и выбежала из квартиры.
Автор Дениско Галина
Комментарии 5