Пил из родника по воле Бога
Диапазон моих стихов,
Он не охватывает много,
В них больше выстраданных слов –
Деревня, родина, дорога.
Я не взлетал за облака,
Я струны чувственные трогал.
И если пил из родника,
То всякий раз по воле Бога.
А.Белозор
«Друзья уходят как-то невзначай, они уходят в прошлое , как в замять…» Эта поэтическая строчка Вадима Егорова красной нитью проходит сквозь многолетнюю дружбу, которая связывала редакцию «Красногорской жизни» с земляком Александром Белозором. Прежде наша газета называлась «Путь Ленина». Это — официально, а по-простому, если речь заходила о какой-то публикации в ней, люди обычно говорили приблизительно так: « Вот что «Путёвка» напечатала…» И «Путёвка» дала путёвку в поэтический мир Александру Белозору, когда он десятиклассником Лотаковской средней школы принёс толстую тетрадь в коленкоровой обложке, заполненную стихами. А вскоре на страницах «районки» появилась его первая поэтическая подборка. Было это в 1978 году. С той поры до последних дней он поддерживал теплые отношения с газетой и щедро делился всем, что выходило у него из-под пера. 25 февраля ему бы исполнилось 54 года… Детство Александра Белозора прошло в небольшой деревеньке Александровка Морозовского сельсовета. Отдавая дань уважения ей, он с любовью написал так:
Как только рассвет окрылится
Как только заря загорится-
Восток вдруг становится розов;
И тут же из труб задымят,
Как будто полста паровозов-
Полста Александровских хат.
Сегодня от этой деревеньки не осталось никаких примет, и невозможно отыскать то место, где жил Александр Белозор. Улицы и подворья заросли самосейным березняком. Чуть в стороне от бывшей Александровки единственная зримая память о ней – кладбище. Там похоронены его родственники, там похоронена его горячо любимая бабушка, которой он в своём творчестве посвятил много нежных строк:
Нет, не в городе огромном,
В неприметной деревушке
Я живу довольно скромно,
Где зовут все – Саша Пушкин.
Не слыву за самохвала,
И поэт мне не родня,-
Это просто так совпало,-
«Пушка» — бабка у меня.
Или, может, волей свыше
Дан мне тонкий сей намёк
Лишь на то, чтоб был услышан
И себя расслышать мог.
Вот так всё сошлось воедино – и Александровка, и бабушка, которую местные жители между собой звали-величали «Пушкой», и Саша Пушкин – Александр Белозор, и великий русский поэт Александр Пушкин. После окончания средней школы в Лотаках Александр Белозор трудился на Брянском машиностроительном заводе в токарном цехе, служил в армии, учился на факультете русского языка и литературы в Брянском педагогическом институте, работал в красногорской «районке» — и писал стихи, уже получив высокую оценку рецензентов московского альманаха «Истоки», где были опубликована его поэтическая подборка. Печатали его и областные газеты, но прежде всё, что выходило у него из-под пера, появлялось, конечно, в родной «районке». Печально известные чернобыльские события, когда весь красногорский край, находясь в неведении, был объят тревогой, повлиял на решение Александра Белозора о переезде с семьёй в Почепский район. Там деревня Милечь стала новым местом жительства. Там ему довелось поработать продавцом в магазине «Товары повседневного спроса», а потом стал, что называется, кормиться только с подворья, на котором появилось несколько буренок. Молоко, сметану, творог его семья реализовывала на одном из брянских рынков. Так поступали и поступают многие жители деревни Милечь. Но в мыслях он постоянно был с Красной Горой, и никогда не прерывалась внутренняя связь с родными местами.
Десять лет живу в Милечи
И привыкнуть бы пора.
Только родина далече,
Там, где Красная Гора.
Там, где Беседь, там, где Палуж,
Там, где Ларень-ручеек;
Где сполна от жизни взял уж,
Там он, мой плывет челнок.
Здесь такое же раздолье,
Здесь такой же сельский вид,
Но, бывает, выйдешь в поле –
О родном душа болит.
Как человек творческий Александр искал душевного общения с себе подобными, что и привело его сперва в местную газету «Почепское слово», а затем – в районное литературное объединение. И когда с собратьями по перу готовился очередной выпуск альманаха «Отчий край», то нашему земляку в нём отводилось много площади для публикации его новых стихов. Это уже само по себе красноречиво говорит о достойном признании поэтического дарования Белозора. А темы у него были прежние — малая родина, деревенская жизнь, осмысление сути творчества. Впрочем, появилась еще одна тема – о вере в Бога. И прежде, когда жил в Красногорском районе, он не был атеистом и богохульником, бережно неся по жизни веру. И это пришло к нему, надо полагать, от бабушки. Но к теме веры в своем творчестве он обратился в зрелом возрасте, когда жил в Почепском районе. Состоялось у него и несколько встреч со священником Илией, служившим тогда в храмах Красной Горы и Колюдов. Во время этих встреч они вели душеполезные беседы о Православии, Священном Писании, важности обретения веры и многом другом, что волновало Белозора и на что он стремился получить ответы на свои вопросы в размышлениях о высоком предназначении человека. Последняя прижизненная публикация стихов в областной прессе увидела свет на страницах «Брянской учительской газеты». А потом из Милечи пришла печальная весть. Среди прибывших проводить поэта Александра Белозора в последний путь были местные жители, друзья, члены Почепского литературного объединения… Многие поэты предчувствуют свой последний час и оставляют на эту тему пронзительные строки. Есть они и у Александра Белозора:
После бурь, после гроз –
Раз в году иногда
Мне букет белых роз
Положи у креста.
Под ущербной луной
Будет призрачным свет,
Звёзды — все до одной,
Словно дни моих лет.
Звёзды светят пускай
И не гаснут во мгле,
Только ты привыкай,
Что я жил на земле…
Группа "Ларневск - точка отсчёта", автор Александр Сиваков. 19 Март 2015.
Комментарии 1