В ЧЁМ СЕКРЕТ?
Ошибок, которые совершают взрослые в этом вопросе, пожалуй, гораздо больше, чем в чём‑либо другом. Это даже удивительно! Иногда складывается впечатление, что взрослые специально запутывают детей и усложняют им попытки самостоятельного одевания… Но обо всём по порядку.
Первая ошибка, которая просто убивает самостоятельное одевание, – это привычка взрослых одевать ребёнка, как младенца! Сколько раз мне приходилось видеть, когда двухлетний ребёнок лежит на спинке, распластавшись на диване, а мама напяливает на него одежду! Когда этот этап в жизни ребёнка, наконец, проходит, ребёнка одевают, стоя на коленке на полу (рёбенок стоит лицом к маме). Но это всё неудобно и неправильно! Ребёнок при таком одевании – лишь объект воздействия! Пассивный!
Одевать ребёнка буквально с первых месяцев нужно у себя на коленях (ребёнок спиной к маме)! Это и удобнее – не надо нагибаться. А кроме того, когда одеваешь ребёнка, повернутого не к себе, а от себя, выполняешь более естественные движения! Делаешь всё автоматически! Застёжки застегиваются в три раза быстрее, чем когда застёгиваешь их не «на себе», а напротив.
Когда ребёнок совсем крошечный и ещё не сидит, его одевают полулежа (его спина на нашей груди).
Как только ребёнок может сидеть, то сразу одеваем его, сидя на коленях.
Если ребёнок уже умеет стоять, то мы его одеваем в таком положении: мама сидит, коленки в стороны, а между коленками на полу стоит малыш.
Постепенно, когда малыш станет выше, одевать его будет удобнее стоя – мама стоит и ребёнок стоит спиной к маме.
Одевая ребёнка с самого начала именно таким образом, мы действуем (выполняем движения) ЕГО руками и ногами, как действовали бы СВОИМИ руками и ногами в процессе одевания! То есть мы не просто одеваем его! Мы учим, как это делается! Тело запоминает нужные движения!
Если мы при этом всё время приговариваем, описываем процесс, то ребёнок еще и запоминает, что как называется. Потом ему будет легче одеваться самостоятельно – сначала с вашей помощью, а потом, следуя указания, без.
Приговаривать надо примерно так: «Наденем кофточку! Вот правый рукав – давай правую ручку! Тут‑ту, поезд поехал по рукаву – тоннелю! А где вторая ручка? Это тоже поезд! А вот и второй тоннель! Руки в рукава, кофту натянули! Застегнули на молнию! Ап – вверх и готово! А теперь штаны к нам прибежали! Ножку сюда! Вторую ножку сюда!» Можно с прибаутками, можно просто поясняя, что вы делаете.
Постепенно ребёнок начнёт вам помогать! Да ещё и придумывать новые прибаутки.
А постепенно часть действий вы и вовсе на него переложите! Вам останутся только сложные застёжки, да тугая обувь.
Второе необходимое условия нормального освоения одежды – ОДЕЖДА ДОЛЖНА БЫТЬ УДОБНОЙ! Не просто удобной, а удобной для одевания!
Скажите, какой ребёнок в состоянии застегивать кучу пуговиц, завязывать шнурки, подтягивать неудобные рукава, поправлять съезжающие на бок кофты и так далее…. А эти жуткие штаны на бретельках! Пока поймаешь бретельку, свихнёшь руку.
Это всё придумали взрослые, чтобы испортить детям жизнь.
Одежда должна быть предельно приспособлена под ребёнка! Штанишки на резинках (желательно вообще без застёжек), футболки со свободными горловинами (а то пока голову всунешь). Все застёжки должны быть на липучках, в крайнем случае, на кнопках!
Всё это, конечно, до поры до времени. Ребёнок подрастёт, и в этом отпадет необходимость. Можно будет выбирать одежду по другому принципу. Ну а для малыша только парадно‑выходная одежда на выход имеет право быть трудной в самостоятельном одевании!
Третье условие раннего самостоятельного одевания – это свободный доступ к небольшой части одежды ребёнка. Пусть где‑то в комнате ребёнка в свободном доступе стоит ящик с домашней одеждой и просто одеждой для тренировки. Это могут быть: две‑три пары трусиков, пара футболок, брючки, свитер, юбка (для девочки, естественно), пара не слишком тёплых шапок, носки чуть больше нужного размера.
Можно не усложнять специальными ящиками, а просто переложить вещи ребёнка в доступное для него место. Правда, надо понимать, что он их будет нещадно растаскивать по всему дому. Но это временно и с большой пользой! Главное, что ребёнок будет пробовать ещё и ещё раз одеваться! Напяливать штаны на голову и футболку на ноги. Но ведь это и есть настоящее познание мира.
Еще одна интересная особенность!
Родители учат своих детей всему, чему угодно, только не умению одеваться и раздеваться! Причем надо многократно прорабатывать каждую вещь!
Покажите ребёнку, как снимать трусики. Для этого пальчиками нужно с двух сторон зацепить за краешек (и показываете руками ребёнка), потянуть вниз, потом сесть и снять сначала с одной ножки, потом с другой.
А так нужно надевать трусики: надо сесть на диван или на пол, можно на стульчик, расправить трусики, взять их ручками с двух сторон за резинку и по очереди продеть ножки в дырочки – каждая ножка в свою норку! А не две ножки в одну! Им будет тесно в одной!
Учим снимать и надевать колготки, носки, футболки, кофты, брюки. Последовательно и многократно.
Учим пользоваться обувью самостоятельно – сандалии, кроссовки, туфли, широкие сапоги, шлёпки. Желательно с удобными застежками, чтобы расстегивалось широко (чтоб ножка входила плавно) и застегивалось без усилий.
Чтобы ребёнок мог одеваться сам, ему НЕ НАДО помогать, когда он уже чему‑то научился.
Чтобы ребёнок мог одеваться сам, он должен научиться надевать каждую вещь в отдельности. Но когда это происходит, он не обязан помнить, в какой последовательности надеваются вещи. Ведь он ещё достаточно мал.
Для усвоения сложного многоступенчатого навыка, каким является самостоятельное одевание, мы разбиваем его на части. Итак, научили надевать вещи. А теперь составим схему одевания.
Можно нарисовать пиктограммы, изображающие разные виды одежды (трусы, футболка, брюки и так далее), и выкладывать их на полу или на столе в нужном порядке. Ребёнок, одеваясь, будет откладывать в сторону уже пройденные пиктограммы.
Можно просто разложить одежду на полу дорожкой – в последовательности одевания. Надел, прошёл дальше, надел, дальше и так далее.
А чтобы сделать его ещё и быстрым, можно придумать кучу игр или соревнований (хотя бы с самим собой)! Начиная от песочных часов и заканчивая играми в капитанов и волшебников, которые спешат в полёт или поход.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев