Итак, с дитятками-синхронистами, которые, имеючи "ТНР 3-4 года", все равны как на подбор и готовы плясать под одну дудку и чесаться одной гребенкой, - разобрались. Нет таких дитяток в природе, чьорт побьери. Только воображаемые, в программах и отчетах. Зато кошерно, минобр одобряет и методисту ох как приятно.
На самом деле всякие эти ТНР — это великое множество диагнозов и заключений, кои имеют вполне настоящие, живые и очень разные дети - Васи, Пети и, возможно, Дормидонты и Евлампии. И так, и сяк имеют. В разной степени выраженности и осложненности. Коморбидно и не очень. С разными прилагающимися социальными условиями и психологическими/поведенческими прибабахами. И к единому знаменателю привести всех, ориентируясь только лишь на возраст и описание нарушения речи эпитетом «тяжелое» - нету никакой реальной (а не формальной, как хотелось бы методисту) возможности.
Но это не означает, что конспекты в принципе не имеют права на существование. Еще как имеют и, особенно для молодых специалистов, являются очень даже хорошим подспорьем для подготовки к занятиям. Только конспекты эти надобно писать самим, собссна, специалистам, а не брать готовые. Потому что под каждого ребенка в отдельности и не наперед, а вот прям перед каждым занятием.
Структуру занятия знаете, учили вас? (Хотя, по сути, структура эта — штука достаточно условная и неизменны в ней только организационные моменты, а остальное — очень даже подвижно и вариативно). А сами задания, игры, сценарий, методический материал, инструкции, процедуры, инвентарь — это всё можно для собственного комфорта и збагойствия расписать или подробно, или тезисно. Чтобы ничего не упустить, не забыть, делать пометки, если что. Чтобы, коли вы перфекционист и задрот, проработать всё логически красиуо, так, что хоть комиссию вызывай для рукоплесканий и защиты на категорию.
Всякого методического материала сейчас — пруд пруди. Хоть в виде сборников игр, хоть сборников игр, которые на самом деле не игры, хоть сборников вовсе не игр. И таких, и сяких. И с прихлопами/притопами, и с вокальным сопровождением. И каждое из того, что вы бахаете с ребенком, - вы обязаны адаптировать. И не только под возраст и нарушение. Но и под уровень развития, и под пресловутую, мною горячо любимую ЗОНУ. Актуального развития. И, выявив другую ЗОНУ — ближайшего развития — работать строго в ней. Она при этом — дама пельменьчивая (прасцыцы) переменчивая. Склонна к измене. Сегодня одна, а завтра другая. Она преображается часто прямо у вас на глазах. Но проводить всю педагогическую работу именно в нонешней, имеющейся в данный конкретный момент, ЗБР — это вообще главное, что надо помнить постоянно. Золотыми коваными буквами выложить эту заповедь на пороге каждого педвуза надо, а не мусолить как аксиому протухшую и давно не актуальную хрень про этапы работы над звуком и категорическую необходимость артикуляционной гимнастики тотально всем логопятам.
И еще. Под что адаптировать материал-то. Под личностные особенности данного конкретного ребенка. А то, вооружившись всеми такими красивыми и логичными конспектами, порой чот педагоги упускают из вида главное. Что ребенок — это ЛИЧНОСТЬ. Что ему может быть что-то неинтересно. Что он сегодня может быть не с той ноги встал и бесите вы его до трясучки уже своими «топни/хлопни». Что он хочет вот в эти красивые мячики и посудку поиграть подольше, нравятся они ему, а у вас по конспекту и регламенту положено не играть, а прыгать через игрушки и рядами/кругами их раскладывать.
ТНР-щики Вася/Петя/Дормидонт и даже Евлампия — не объекты, а субъекты педагогики.
Этому на первом курсе учат тащемта.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев