Катерина Кожевина. Лучшие люди города. – М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2022. – 352 с. (Актуальный роман)
В романе «Лучшие люди города» Катерина Кожевина не просто поднимает серьёзные и актуальные темы, но вскрывает, будто гнойник, глубинные проблемы цивилизованного общества, показывая сложные процессы, происходящие в нём.
Книга написана живым образным языком. Кажется, будто не читаешь роман, а сидишь в 5-D-кинотеатре – настолько мастерски автор передаёт не только события, но и звуки («душ поперхнулся и выплюнул на Лену струю ледяной воды»), движения, действия («Женщина на кассе высунула голову из окошка, как черепаха из панциря, и тут же втянула назад»). А вот ещё несколько примеров: «Как конькобежец на вираже касается рукой льда, самолёт тронул крылом облако, развернулся и пошёл на посадку», «На джинсах расцвели томатные пятна», «Лена стряхнула его ладонь, как налипший снег», «Дворники ритмично разгребали дороги, с хрустом атакуя сугробы совковыми лопатами».
Метафоричный, но вместе с тем лёгкий язык, увлекательный сюжет, запоминающиеся персонажи – в книгу буквально проваливаешься как в снег. Но перед нами не просто красивое поэтическое описание – роман многослоен, словно свадебный торт.
В основе сюжета – командировка главной героини произведения Лены в городок Крюков, расположенный в четырёх часах езды от Южно-Сахалинска. Компания, где работает девушка, включается в большой партнёрский проект. Начальство отправляет Лену на Сахалин трудоустраивать местных жителей на стройку нового завода сжиженного газа. Возможность отказаться исключена. Накануне шеф Лены Корольков поручил ей проводить юбилей компании «в стиле благородного дворянства», но празднование, на которое Лена предложила пригласить работников из региональных филиалов, с заводов, закончилось дракой. Делегаты не узнали в ряженом в костюм царя Николая человеке своего начальника, и Корольков получил в челюсть. Обвинив в случившемся Лену, шеф поставил ей условие: или она едет на Сахалин, или «я ведь могу просто пальцами щёлкнуть, и тебя ни одна собака на работу не возьмёт».
В то время как на «большой земле» как грибы растут и множатся огромные предприятия, жизнь в Крюкове течёт по своим законам. Оказавшись здесь, Лена словно попадает в параллельную реальность. «За пять минут пути ей встретилась только одна бабулька, которая катила гружёную сумку, будто тащила за руку непослушного внука. Лена представила, что оказалась в компьютерной игре про пандемию, когда по пустынным улицам слоняются зомби, кочуют перекати-поле и одинокие мусорные пакеты. В этой игре она была, конечно же, зомби – под глазами залегли фиолетовые синяки, лицо отекло, мозг вынули. Над дорогой нависла труба с жёлтой грыжей стекловаты. К этой трубе был приделан фанерный баннер – на фоне еловых веток и новогодних шаров надпись – «Тепла, уюта, благополучия». Висел он здесь, похоже, не первый год. Лена на секунду остановилась, а потом шагнула через арку теплотрассы. Это и есть её портал в новую жизнь».
Рабочим местом Лены становится кабинет географии в типовой школе, один из этажей которой снят под офис: «За спиной висела зелёная грифельная доска. На ней Лена будет рисовать звёзды – за каждого нанятого рабочего, который приблизит её к свободе. Так рисовали звёзды на советских истребителях за подбитые самолёты врага. Вот и Лена ощущала себя высланной на фронт».
С этого момента начинается настоящая борьба Лены – за завод, за правду, за справедливость, за доверие. Все свои силы она отдаёт Сахалину, а взамен не получает ничего: начальство останавливает проект, так как у акционера появился новый интерес на Ямале.
Казалось бы, строительство завода и появление новых рабочих мест – свидетельство развития региона и улучшения жизни местного населения. Однако Лене приходится столкнуться не просто с несогласием, а с открытым негодованием людей, для которых остров – родная земля. Появление завода вовсе не является для них надеждой на лучшее, а, напротив, воспринимается как нечто чужеродное.
Ещё один мотив, который сопровождает читателя на протяжении всего сюжета – мотив одиночества человека, его беззащитности перед миром и разобщённости людей.
«Антон улетел в Питер, и Крюков сразу опустел. Лене казалось, что теперь она живёт внутри игрушечного шара на подставке, за оболочкой из толстого стекла».
Противопоставление и противостояние материка и острова Сахалин красной нитью проходит через всю книгу. Автор поднимает в ней как масштабные проблемы противопоставления материка с его динамичной, ориентированной на обогащение жизнью и острова Сахалин со своим особым укладом, так и очень личные темы. Роман вызывает эмоции, наталкивает на размышления, словом, не оставляет равнодушным.
Нет комментариев