Михаил Задорнов: "ФОРМАТ НЫНЕШНЕГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ — ЭТО БЕЗДАРНОСТЬ"
Как правильно сказал почтальон Печкин, главным украшением новогоднего стола уже давно является телевизор. Ночь с 31 декабря на 1 января единственная, когда работают все телеприёмники в стране. «Голубые огоньки» неизменно бьют все мыслимые рейтинги. Затраты на их съёмку с каждым годом все выше, но вот парадокс - зрительские оценки всё ниже. Причину зрительской неудовлетворенности объяснил постоянный колумнист «Экспресс газеты» писатель-сатирик Михаил ЗАДОРНОВ:
«Голубой огонёк» появился в 1962 году. Сначала он назывался «Телевизионное кафе», потом «На огонек», затем «На голубой огонек» и в конце концов пришел к своему нынешнему названию. «Голубой» - потому что экраны первых телевизоров светились голубоватым цветом. Идешь по улице и смотришь, если окно голубым светится, значит, люди у телека сидят. А сейчас «Огоньки» голубые по содержанию. Смысл слова изменился, но название сохранило свою актуальность. «Огонёк» же - потому что зажигал, давал человеку хороший, добрый настрой на весь год. Сегодня же на «Голубых огоньках» все зажигают из последних сил, а никого это не зажигает. Наоборот, портится настроение.
Есть кардинальное различие между нынешними и советскими «Голубыми огоньками». Это различие касается всех передач. В СССР обращали внимание на личность и старались показать индивидуальность человека. Тогда мы этого не понимали, смеялись: мол, показывают доярок и ткачих, сидящих рядом с космонавтами, писателями, а ведь показывали людей, которые отличались от других хоть чем-то хорошим. Сегодня же телевидение настроено на то, чтобы все усреднить. Содержание «Голубого огонька» планирует не худсовет, а маркетологи. И поскольку все маркетологи, которые занимаются сегодня формированием телевидения, учились в одном месте и пользуются одними формулами, то и программы везде получаются похожие - стандартные, усредненные, форматные. А формат - это бездарность, в некотором смысле безликость. Именно поэтому всюду, какую программу ни включи, одни и те же лица.
На каждом канале по аватару известного человека, только в разных костюмах. Противно смотреть.
Сейчас, когда молодой, талантливый человек приходит на телевидение, ему часто говорят - неформат, и он уходит опечаленный. Он радоваться должен, что он неформат. Ведь самое серьезное оскорбление для человека творческого, когда его называют стандартным. Мне молодые коллеги, ребята-юмористы, рассказывали, как на одном канале им дали формат для шуток, чтобы легче было писать. На каждые шесть минут - четыре репризы про задницу и одна про передницу.
Но даже при этих условиях на «Голубой огонек» молодой артист никогда не попадет. Ситуация совершенно противоположная советским сценариям. Помню, как молодой Муслим Магомаев вернулся после стажировки из Италии в 1965 году и выступил на «Голубом огоньке» - на следующий день он стал звездой всесоюзного масштаба. Такой же карьерный взлёт был и у появившейся на экране в новогоднюю ночь Эдиты Пьехи.
СТАРАЯ ИСТОРИЯ О ГЛАВНОМ
Самое поразительное, что основная идея «Голубых огоньков» за почти 50 лет не изменилась. Эдакий ресторан, в котором знаменитости пьют шампанское и едят фрукты. Только в советское время они были пластмассовые, а сейчас настоящие. Идею придумал сценарист Алексей Габрилович. Он накануне что-то отмечал в кафе и, когда на Гостелерадио пришло постановление ЦК КПСС о необходимости повышать культурный уровень и качество отдыха советского народа, предложил кабачок, куда актеры приходят после вечерних спектаклей и травят политкорректные байки. У каждого актера было что рассказать. Каждая история была новой. Сейчас эти истории об известных людях сначала появляются в Интернете, потом на радио, в газете и, наконец, в передаче. Передач столько, что истории не успевают происходить.
Это в 70-х директор Куйбышевской гидроэлектростанции всегда перед «Огоньком» подключал два дополнительных турбогенератора. А сейчас хорошим тоном считается телевизор не смотреть. К тому же смотреть действительно нечего. Некоторые «Огоньки» вообще запрещено показывать детям - чему они там научатся? Это в 80-е каждый Новый год радовал премьерой серии «Ну, погоди!». 31 декабря или 1 января показывали фильмы, которые тут же становились народными. Их крутят перед Новым годом до сих пор. Почему? Потому что на ТВ нет сегодня качественного светлого фильма о любви. Почему нет? Потому что те, кто делает это, о любви ничего не знают. Они никогда не любили. Они живут с чернушными мыслями и проецируют их на нас с вами.
В советское время объёма добра на голубом экране было в разы больше. Сейчас добро и талант заменили мишурой и кривлянием. Не включайте телевизор. Посмотрите лучше друг на друга. Спойте, потанцуйте, выйдите на улицу - поиграйте в снежки. А если уж совсем невтерпеж, посмотрите «Иронию судьбы...». Ничего интереснее все равно не покажут. Вот увидите."
28 декабря 2010 года. Михаил Задорнов.
На фото: Алла ПУГАЧЁВА за честь считала спеть для героев войны и труда — простых рабочих и колхозниц.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев