11 января по новому стилю Православная Церковь празднует день памяти 14 000 младенцев от Ирода в Вифлееме избиенных.
В этой связи хочется вспомнить знаменитый карамазовский вопрос, которым сильно мучился Иван: «Почему Бог попускает убийство детей? Почему абсолютно безвинный ребенок должен страдать?»
Ответом может послужить случай, произошедший с одной святой, жившей в древности. Она умоляла Бога, чтобы Всевышний послал ее сыну-отроку лучшую долю, которую только может иметь человек. Вскоре единственный сын у матери умирает. Женщина страшно плакала и убивалась. Ей явился небесный посланник, который возвестил волю Божию: мол, ты ведь хотела, чтобы у твоего сына была лучшая участь? Так он теперь в Царствии Небесном, как Ангел, наслаждается общением с Господом и неизреченными райскими благами. Женщина тут же успокоилась и принялась исправлять свою земную жизнь, чтобы также с Божьей помощью достичь святости и воссоединиться со своим сыном.
Очень четко эта линия Царствия Небесного для крещеных младенцев прослеживается в молитвословиях Чина погребения младенческого – в молитве малой ектении:
«Господи Иисусе Христе Боже наш, породившимся от воды и Духа, и в непорочном житии к Тебе преставляющимся Царство Небесное дати обещавый, и рекий: оставите дети приходити ко Мне, таковых бо есть Царство Небесное. Смиренно молимся, ныне от нас преставленному рабу Твоему непорочному младенцу (имя), по Твоему неложному обещанию, Царствие Твоего наследия даруй: нас же беспорочное сподоби приити, и христианское скончати житие, со всеми святыми Твоими, в небеснех чертозех водворитися».
В одном же из тропарей канона сказано: «Не младенцы плачем, но сами себе наипаче возрыдаим согрешающии всегда, яко да геены избавимся. Земных лишил еси Владыко младенца наслаждений, небесных благих сего яко Правосудец сподоби».
Из этих молитвословий мы видим, что Церковь считает крещеного младенца по вышеупомянутой заповеди Христовой беспорочным и достойным рая и всячески обращает внимание его сродников на то, чтобы они не убивались от чрезмерного горя, но, наоборот, осознавали, что он ушел в Царствие Небесное, и старались всячески исправить свои жизни, чтобы они также были достойны райских высот.
Вифлеемские же младенцы, как и многие мученики за Христа Рима (например, поминавшийся 1 января мученик Вонифатий), были крещены своей кровью, своим исповеданием веры в истинного Бога – исповеданием до смерти.
Для Всевышнего смерть – ничто. Она не имеет никакого значения. Важно, как ты живешь и куда уходишь после отделения души от тела – в рай или в ад. Потому мы, православные христиане, всегда должны смотреть глубже и объемнее, простирая свои взоры с Божьей помощью за горизонт материального мира с его страстями и грубыми вожделениями; устремлять свои взоры в Того, Кто победил смерть и открыл человечеству дорогу в Царствие Небесное, куда Он забирает верных Своих.
И в этом высший оптимизм и высшая радость, которую можно отыскать в самом черном горе.
Святые мученики, Вифлеемские младенцы, молите Бога о нас!
иерей Андрей Чиженко
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1