После смерти хозяйки Тархан для усадьбы начались непростые времена... По свидетельству очевидцев, пока был жив официальный владелец "дворянского гнезда" младший брат Арсеньевой, "порядок и чистота в доме были образцовые, и он был полон мебели, той же, какая была 18 лет назад, когда в этом доме жил Лермонтов... на полках стояли даже книги, принадлежавшие поэту. "
Однако потом усадьбой почти перестали заниматься: постройки ветшали, управляющий даже снял с дома мезонин -- он боялся, что строение может обрушиться.
А между тем, это был тот самый мезонин, где находилась комната Михаила Юрьевича, в которой он жил, приезжая в Тарханы. Та самая комната, восхищавшая посетителей усадьбы "эффектом присутствия " великого поэта.
Вековые деревья круглой аллеи пустили на доски, хозяйство пришло в запустение.
Закончилось тем, что разозлившиеся крестьяне подожгли господский дом, а управляющий тушить его не стал. Как поговаривали, потому, что дом был застрахован.
Впервые поднялся вопрос о необходимости спасти Тарханы именно в лихие послереволюционные годы, когда барские и дворянские усадьбы разорялись одна за другой.
Осенью 1918 года народный комиссар просвещения А. В. Луначарский потребовал взять усадьбу под охрану и привести в подобающий вид.
Впрочем, как это часто бывает, "за хорошим стартом" не последовало ничего.
Тарханы были объявлены народным достоянием, а потом -- в 1925 году -- отданы местному коноведческому товариществу "Лермонтовский рысак".
О сохранении же самого имения не заботились. Напротив, коневодческая артель быстро снесла " мешавшие" хозяйственные постройки. И в господском доме стали хранить зерно и держать птицу.
Представители пензенской музейной комиссии обивали пороги всех инстанций, но услышали их только в 1934 году.
Тарханы были наконец объявлены Заповедником. В 1936 году началась реставрация усадьбы.
В 1944 году дом-музей превратился уже в музей-усадьбу... и наконец в 1969 году музей-усадьба стала Государственным Лермонтовском музеем-заповедником, объединившим собственно имение Тарханы, семейный некрополь Лермонтовых-Арсеньевых и расположенную неподалёку усадьбу Апалиху (ею в начале 19 века владела тётя поэта -- М. А. Шан-Гирей).
(Дворцы и усадьбы. Тарханы.)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев