Великими не рождаются. Великими становятся. Пытаясь найти разгадку феномена поэта, в конечном счёте все приходят к выводу, что решающую роль в этом играла его бабушка, что только она для него стала "единственной путеводной звездой" в жизни, и что благодаря её стараниям был создан этот феномен.
Бабушка, якобы, чуть ли не с самого рождения Лермонтова предвидела его великое назначение и что только она одна могла подготовить внука к этому поприщу
(она "знала, в чем Мишенькина польза и не отдала его отцу").
Возникает вопрос: что же на самом деле определило интеллектуальное развитие Лермонтова? Белинский писал: "... Теперь сделалось очень трудным выйти в таланты: нужен ум... сильная личность, которая... могла бы властительно приковать к себе взоры всех. "
Имя Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, действительно, неотделимо от имени Лермонтова. Она его воспитала, дала ему образование, любила и оберегала его... Но рассматривать влияние Арсеньевой на ум её необыкновенного внука в изоляции от природных задатков и сознательных усилий самого Лермонтова мы не имеем права.
Белинский был убеждён, что для того, чтобы стать настоящим поэтом,
нужно иметь от природы особый поэтический склад души... но этого мало, необходима работа мысли...
Чем же одарила Лермонтова природа?
О трёхлетнем Лермонтове сохранилось воспоминание, фиксирующее его пристрастие к рифмам. Бывало, подойдёт к бабушке и скажет:
-- Бабушка! стол, пол.
Та же спросит:
-- Что же, Миша, стол, пол?
И он уйдёт, недовольный, что его не понимают (а сам объяснить не может).
В шесть лет его уже волновал причудливый рисунок облаков, и свет луны,
и многое другое...
Но кого же следует благодарить за то, что юный Лермонтов все-таки стал тем Лермонтовым, которого мы знаем, а не погиб под бременем своей исключительности?
Для этого вспомним автобиографический отрывок из его неоконченной повести "Я хочу рассказать вам".
"... Его спасли от смерти, но... он не мог ходить, не мог приподнять ложки. Целые три года оставался он в самом жалком положении... Болезнь эта имела странное влияние на ум и характер Саши: он выучился думать...
Воображение стало для него новой игрушкой. В продолжении мучительных бессонниц, задыхаясь между горячих подушек, он уже привык побеждать страдания тела, увлекаясь грезами души.
Он воображал себя волжским разбойником среди синих и студеных волн, в тени дремучих лесов... ".
Этот отрывок свидетельствует о том, как рано... он начал жить тревожным, скрываемым от окружающих внутренним миром...
Из воли, родившейся в борьбе с детским недугом, развилась та несокрушимая воля борца, которая вывела его один на один против всей немытой России...
"Никто и не подозревал" в нём "этого скрытого огня".
И невдомёк было бабушке Елизавете Алексеевне Арсеньевой какой орлёнок подрастает в её гнезде...
Другое дело, что некоторые авторы, описывающие жизнь этого гениального мальчика, опрометчиво упускают из виду то
(самое главное!), что прежде всего только труд и терпение могли превратить его гениальные задатки в подлинную гениальность...
(А.Семченко.П.Фролов. Он выучился думать.)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев