В юнкерском училище и позднее Лермонтов проявил себя как незаурядный карикатурист. В юнкерском альбоме есть целый ряд юмористических зарисовок товарищей по школе, офицеров.
В 1835 г., уже будучи гусарским офицером, Лермонтов нарисовал ряд великолепных шаржей в альбом А. М. Верещагиной.
Шутил он не только над другими, но и над собой. Так, рисунок с подписью "Офицер лейб-гвардии Гусарского полка" изображает военного, стоящего к зрителю спиной. Он в треуголка и вицмундире. По мнению исследователей, это -- автопортрет. Здесь Лермонтов подчеркнул некоторую несоразмерность своей фигуры -- широкие плечи при невысоком росте, а также кривизну ноги, пережитой в 1832 г. лошадью в манеже.
Дважды Лермонтов нарисовал в шаржированном виде (в том же альбоме Верещагиной) молодого композитора А. С. Даргомыжского, с которым, вероятно, не был знаком, но которого часто встречал в обществе. У них были и общие знакомые: поэт Козлов, Сушкова и другие лица.
Даргомыжский был на редкость маленького роста, говорил тонким голосом, но был отлично воспитан, модно одевался и умел держать себя в любом обществе.
Шаржи Лермонтова на Даргомыжского дружески-шутливы. На одном из них рядом с молодым композитором изображена Е. А. Сушкова -- утомленная танцами, она тяжело садится на стул с восклицанием "Уф! "...
Позднее -- в 1841 году в Пятигорске Лермонтов рисовал шаржи на всё водяное общество ...
(В.Афанасьев. П. Боголепов. Тропа к Лермонтову.)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев