⠀
Человеком, надолго прервавшим развитие российского парламентаризма, был 22-летний матрос-анархист Анатолий Железняков.
Уже через год он погиб в бою с белыми на Украине, войдя в пантеон советских героев как "матрос-партизан Железняк".
⠀
5 января 1918 года в Таврическом дворце открылось Учредительное собрание, призванное определить дальнейшую судьбу России.
Большевики, недавно захватившие власть в столице, получили на выборах депутатов собрания меньше трети голосов - большинство досталось эсерам и меньшевикам.
После этого судьба "Учредилки" была решена: накануне открытия Ленин приказал председателю Центробалта Павлу Дыбенко вызвать из Кронштадта моряков для ее разгона.
⠀
Пока командир матросского отряда Николай Ховрин разгонял на питерских улицах демонстрацию в защиту собрания, его заместитель Железняков расставил перед дворцом пулеметы, а внутри - вооруженные посты. Матросы заняли и места для публики в зале заседаний, где заглушали ораторов свистом и криком, а иногда даже целились из винтовок в президиум.
Несмотря на это, собрание во главе с опытным оратором Виктором Черновым отказалось принять предложенные большевиками документы.
В том числе "Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа", фактически утверждавшую диктатуру ленинской партии.
⠀
Обидевшись, большевики и их союзники, левые эсеры, покинули заседание. Наступила ночь, многие разошлись по домам, а в зале депутаты продолжали спорить и принимать решения - о провозглашении Российской федеративной демократической республики, о земле, о мире.
В конце концов Дыбенко вызвал Железнякова и велел ему любым способом прекратить "эту говорильню".
Убедившись, что все его люди на месте и готовы действовать, бравый моряк в 4.20 утра вошел в зал, поднялся на трибуну и заявил: "Я прошу прекратить заседание, поскольку караул устал!"
⠀
Произносивший в эту минуту речь эсер Илья Фондаминский испуганно замолчал, Чернов возмутился: "Как вы смеете? Кто дал вам на это право?!" Железняков театральным жестом указал на дверь, за которой столпились вооруженные матросы: "Я являюсь начальником охраны дворца и имею инструкцию от комиссара Дыбенко".
А потом решительно добавил: "Ваша болтовня не нужна трудящимся.
Повторяю: караул устал!"
⠀
После этого, по одной из версий, депутаты струсили и послушно разошлись.
По другой Чернов все-таки довел заседание до конца и объявил перерыв до утра.
Но утром, когда члены собрания подошли к дворцу, двери были заперты, а возле них дежурили матросы с пулеметами и двумя пушками.
В тот же день газеты объявили депутатов "врагами трудового народа", а ночью начались аресты.
⠀
Ленин, узнав от Дыбенко, как один матрос распустил "Учредилку", смеялся до слез.
Николай Бухарин вспоминал: "Мы не сразу поняли, что это истерика.
В ту ночь мы боялись, что потеряем его".
Смеялся и сам Железняков, когда через несколько дней рассказывал о своем подвиге на Третьем съезде Советов: "Мы вошли в зал и потребовали разойтись, ибо мы устали.
И эти трусы разбежались!
Но если бы потребовалось применить против врагов революции оружие, у нас не дрогнула бы рука.
Чтобы защитить власть Советов, мы готовы на все!"
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 6