Но есть праздники частные, местные, установленные в одной известной местности, по каким-нибудь особенным случаям и обстоятельствам. Например, в Кунавине с давних времен, существует такого рода праздник, каких трудно встретить во всякой другой местности, носящий даже странное наименование «козьего праздника». Что это за праздник? Откуда он ведет своё начало и по какому случаю он получил такое странное наименование.
Трудно предположить, чтобы народ, при его религиозности, решился учредить праздник в честь животного, не пользующегося особенным почётом. Значить, нужно предполагать, что к учреждению его было побуждение более разумное, особенно, если принять во внимание самое время празднования, когда церковь, предписывая пост и воздержание, призывает чад своих к очищению совести покаянием.
По отзыву кунавинских старожилов к учреждению козьего праздника (во второе воскресенье великого поста) побудило обновление и освящение здешней, прежде существовавшей приходской деревянной церкви, совершенное когда-то во второй воскресный день великого поста; а как в настоящем виде существующая каменная церковь отстроена в начале нынешнего столетия, то нужно предположить, что обновление прежде существовавшей было совершено, по крайней мере, во 2 половине минувшего столетия. Следовательно, праздник, учрежденный предками, в воспоминание обновления здешнего храма, ежегодно отправляется здешними обывателями уже более столетия.
Как во многих других местностях, так и здесь достопамятный день освящения церкви, возводится на степень храмового праздника, а храмовые праздники, почти повсеместно, обыкновенно сопровождаются учреждением трапез для приходящих, сторонних богомольцев и родных гостей, считающих священным долгом поздравить своих родных с праздником.
Родные гости являющиеся на праздник не позднее утра праздничного дня, чтобы успеть сходить к обедне, потом уже и разделить с родными праздник за трапезою и гуляньем, где-бы можно было и на людей посмотреть и себя показать. И действительно во второе воскресенье великого поста за поздней литургией в здешней церкви бывает много народа, кроме местных обывателей, и Нижнего-Новгорода и из ближайшего окрестного селения.
В этот день здесь устраивается, на Александровской улице, особого рода базар, преимущественно изобилующей сластями и детскими игрушками. Народ целый день толпится на улицах и площадях, особенно при входах в питейные лавки. Главные кунавинские улицы бывают до того переполнены экипажами катающихся, разряженных в пух и прах молодых людей, что трудно бывает перебраться через улицу.
А в домах идет пировня, напоминающая масленицу. Что касается до названая, усвоенного празднику, то, по отзыву стариков, оно дано ему в позднейшее время. Известно, что в селах и доныне храмовые праздники отправляются с целодневным звоном, чуть не везде. Вероятно, в старину, п этот наш праздник сопровождался таким- же церемониалом и гуляющий народ, для разнообразя в утешении, с рынка и площади взбирался на колокольню и обратно. А нужно заметить, что большая часть здешних домохозяев, при несостоятельности купить корову, держали коз, которые во всякое время свободно разгуливают по площади и улицам, подбирая клочка сена, валяющиеся на базаре. Однажды в такой праздник, чтобы порядком распотешив почтенную публику, здешняя молодежь, как рассказывают, затащила за рога на колокольню козла, который, запутавшись или запутанный в верёвках, привязанных к колоколам, произвёл тревогу, на которую сбежалось, конечно, множество народа и не мудрено, что из этой-же толпы народа выискались столь находчивые люди, которые и назвали наш праздник козьими. С тех пор и доныне выводят на площадь наряженного козла, с рогами, убранными лентами, а самый разгуль с катаньем не прекращается до вечерни и далее.
(информация из книги Нижегородский сборник 1875г, оригинал текста также прикладываю)
Комментарии 5