Приказом Министра Обороны СССР принята на вооружение Советской армии «Боевая машина пехоты – 1 (БМП-1)».
Бронетранспортёр БТР-50 , состоявший на вооружении Советской армии с середины 50-х годов, к середине 60-х перестал удовлетворять требованиям военных, главным из которых было наличие собственного вооружения. И не просто вооружения, а вооружения, способного бороться с танками противника. Однако отсутствие подходящего орудия долго не позволяло конструкторам удовлетворить это требование военных, и лишь когда в тульском ЦКИБ СОО под руководством Вячеслава Ивановичи Силина началась разработка 73-миллиметрового гладкоствольной пушки ТКБ-04, впоследствии получившей название «Гром», на Челябинском тракторном заводе им. В. И. Ленина началось проектирование под это орудие боевой машины Объект 765.
В 1966 году Объект 765 был принят на вооружение под индексом БМП – боевая машина пехоты. Единицу к её наименованию приделали лишь тогда, когда на вооружение была принята БМП-2. Серийное же производство машины было организовано на Курганском машиностроительном заводе.
Боевая машина имеет корпус характерной лодочной формы, сваренный из катанных броневых листов толщиной от 6 до 26 мм. Расположенные под большими углами наклона листы лобовой брони корпуса БМП-1 выдерживают поражение осколками снарядов полевой артиллерии, бронебойными пулями стрелкового оружия и крупнокалиберных 12,7 мм пулеметов, последние в секторе обстрела 60 градусов с нулевой дальности. В большинстве случаев лобовая броня не пробивается боеприпасами 20-миллиметровой автоматической пушки Эрликон или HS-820 на дальностях более 100 метров.
Считается, что бортовая и кормовая броня, а также крыша корпуса и башни, обеспечивая защиту машины от 7,62 мм пуль стрелкового оружия с нулевой дальности, не защищают от огня 12,7 мм пулемета с близкой дистанции. Однако полигонные испытания показали, что кормовые двери, топливные баки которых заполнены песком, выдерживают поражения штатными 12,7-мм пулями от пулемёта Браунинг, так и более тяжёлыми и скоростными пулями из нашего ДШК.
Основным вооружением БМП-1 служит 73-миллиметровая гладкоствольная пушка 2А28 «Гром» с длиной ствола в 32,2 калибра. Для стрельбы из неё по бронированным целям предназначена кумулятивная граната ПГ-9, первоначально разработанная для принятого на вооружение в 1963 году станкового гранатомёта СПГ-9 «Копьё», который по сути был 73-миллиметровым безоткатным орудием. Граната выстреливается из ствола стартовым пороховым зарядом, а затем уже на начальном участке траектории включается реактивный двигатель, который увеличивает скорость гранаты с 400 до 665 м/сек. Дальность прямого выстрела такой гранатой составляет 765 метров, а прицельная дальность равна 1,3 км. Действие гранаты состоит в том, что она, пробивая броню направленной струей газов и расплавленного металла, поражает экипаж, разрушает вооружение и оборудование, воспламеняет горючее и боеприпасы. Для борьбы же с пехотой противника используется осколочно-фугасный выстрел ОГ-15В, максимальная дальность стрельбы которым составляет 4400 метров. Пушка устанавливается в башне кругового вращения, с ней спаривался 7,62 мм пулемет ПКТ.
Кроме пушки, для борьбы с танками могут использоваться ПТУР 9М14 Малютка . В отличие от пушки, ими можно стрелять на три километра, а вероятность попадания ПТУРом в танк противника превышает 90%. Однако в боекомплекте БМП-1 имеется лишь четыре ПТУРа. В то время как боекомплект Грома составляет 40 выстрелов. В 1979 году Малютку заменили на ФаготПТУр Фагот . При этом дальность стрельбы снизилась до двух километров. Поэтому вместо Фагота часто использовали 9М113 Конкурс ПТУР Конкурс. Такую машину под индексом БМП-1П приняли на вооружение в 1979 году, и она серийно производилась на Курганском машиностроительном заводе с 1979 по 1983 годы. Кроме того, до уровня БМП-1П модернизировавись линейные БМП-1 во время капремонта.
Силовое отделение БМП-1 расположено в правой передней части машины. Оно отделено от других отделений тепло-звукоизоляционной перегородкой, имеющей специальные лючки для доступа к агрегатам. В отделении находятся, кроме двигателя, силовая передача и обслуживающие системы. В качестве силовой установки на БМП-1 используется V-образный шестицилиндровый дизельный двигатель УТД-20, который при 150-миллиметровом диаметре цилиндра и 150-миллиметровм ходе поршня имеет 15,904-литровый рабочий объём. При 2600 оборотах в минуту он развивает 300-сильную мощность, позволяющую 13-тонной машине иметь 65-километровую максимальную скорость. Двигатель, коробка передач и планетарные механизмы поворота выполнены в одном блоке, что позволяет при ремонте быстро произвести их замену.
Имеется в БМП-1 и термодымовая аппаратура, которая в считанное секунды укрывает машину дымовой завесой длиной 100-150 м и стойкостью не менее минуты.
Есть в ней и система пожаротушения. При повышении температуры срабатывает термодатчик, по сигналу которого моторно-трансмиссионное отделение герметизируется, выключаются вытяжные вентиляторы, останавливается двигатель, а огнегасящий состав по магистральному трубопроводу через распылители подается на очаг пожара.
Боевое крещение БМП-1 получила во время чешских событий в августе 1969 года, при вводе советских войск в Чехословакию. Более крупномасштабное боевое применение БМП-1 было осуществлено в 1973 году во время арабо-израильской войны Судного дня. В то время Египет 150 новейших в то время БМП-1. Некоторое их количество получила и Сирийская армия.
Опыт применения БМП-1 в октябре 1973 года оказался неудачным – случалось много отказов материальной части по причине слабого ее знания экипажами, а недостаточно обученная пехота не смогла вести бой без спешивания, в результате чего БМП превратилась в обычный БТР для доставки пехоты к линии окопов противника. В тоже время на израильтян произвели особое впечатление действия БМП в районе Кантары. Там БМП-1 пересекли солончаковые низины и приступили к методическому их расстрелу увязших там израильских танков.
В 1982 году в арабо-израильской войне БМП-1 вновь приняли участие в боевых действиях. В этот раз сирийские экипажи машин действовали более уверенно. По рассказам сирийского офицера Мазина Фаури, командовавшего тогда разведывательным взводом на БМП-1, экипажем его БМП из орудия Гром в одном из боев был уничтожен израильский танк М60А1, а затем они уничтожили танк Меркава пуском ПТУР Малютка. Позже, после того как командир взвода увидел спуск катапультировавшихся летчиков сбитого сирийскими ПВО израильского Фантома F-4C, он со взводом на БМП-1 совершил стремительный бросок к месту спуска летчиков и взял их в плен. Ими оказались офицеры американских ВВС. За это мулязим авваль Мухаммед Фаури получил орден из рук Хафеза Асада. Активно использовались БМП-1 обеими сторонами ирано-иракской войны 1979-1988 годов.
Но самое широкомасштабное боевое применение БМП-1 пришлось на период войны в Афганистане. Там проявился и главный недостаток вооружения БМП-1 – невозможность ведения огня по противнику, занявшему господствующие высоты, ведь угол подъёма орудия составлял всего 30 градусов. Особенно плохо БМП выдерживала минные подрывы: 40% подорвавшихся БМП требовали капитального ремонта, а механик-водитель и командир, места которых находились непосредственно у левой гусеницы, получали ранения и контузии, порой смертельные. Кроме того, выяснилось, что требует усиление бронирование бортовых проекций машины.
В 1982 году на вооружение советских войск была принята новая машина БМП-1Д («десантная»). Боевые действия в Афганистане показали слабую защищенность БМП-1 и БМП-2, в связи с чем была выполнена их срочная модернизация. Согласно предложенному проекту машина оснащалась дополнительным бронированием бортов: листы дополнительной брони крепились на болтах на некотором расстоянии от корпуса, что значительно повышало защищенность от тяжелых осколков и крупнокалиберных пуль. В бронелистах были прорезаны отверстия напротив амбразур для стрелкового оружия. Ходовая часть также прикрывалась стальными броневыми экранами, состоявшими из пяти секций на борт. В связи с возросшей массой БМП-1Д пришлось отказаться от плавучести, впрочем машинам в Афганистане ее и не требовалось. Также демонтировался и комплекс противотанкового вооружения Малютка, который в условиях текущей контрпартизанской войны попросту не был нужен.
Во время первой чеченской войны 1994-1996 годов основная доля потерь бронетехники пришлась на машины типа БМП. Сказывалась насыщенность боевиков ручными противотанковыми средствами, и большой практикой стрельбы из них (как результат насыщенности такими средствами). По некоторым БМП в Грозном выпускалось от трех до пяти гранат из РПГ, а отечественные гранатометы, как известно, способны уничтожить любой современный танк мира, а о БМП и говорить не приходится.
Преобладание в Объединенной группировке БМП-1 с пушкой 2А28 Гром, не способной вести эффективный огонь по верхним этажам зданий, а также слабое фугасное действие ее боеприпаса, практически исключило применение этих боевых машин в штурмовых группах огневой поддержки в городском бою. Поэтому главной задачей БМП-1 стало усиление блокпостов и снабжение боеприпасами штурмовых групп. Для защиты машин от поражения из РПГ на блокпостах их окапывали и закрывали бетонными блоками.
В целом, большинство боевых потерь БМП-1 во всех без исключения боевых эпизодах связано, прежде всего, с неграмотным их использованием. Для минимизации отрицательных качеств БМП были разработаны новые тактические приёмы, такие, как атака «под зонтом», когда танк и БМП наступают в едином боевом порядке, а поддерживающая артиллерия ведет огонь через их головы снарядами с готовыми убойными элементами. В целом же БМП-1 для своего времени БМП-1 была непревзойдённой машиной, долгое время остававшейся единственной в своём роде – её зарубежные аналоги появились лишь к середине 70-х годов.
По материалам сайта «Русский портал».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1