По воспоминаниям жены Анны, русский классик регулярно перекусывал бутербродами с сыром, больше всего любил вареную курицу, а запивал ее теплым молоком:
«Федя ужасно начал приставать, почему курицы нет, так что мы чуть было из-за того не поссорились».
В своих дневниках жена писателя подробно расписывала их заграничные поездки, в том числе часто сетовала на «дурные обеды». Но там можно найти и хорошие отзывы.
«Например, я расскажу, что у нас было сегодня: очень вкусный суп-овсянка (которую, надо сказать, я никогда не любила, но сегодня она мне так понравилась, что съела две тарелки), второе кушанье — довольно много жареной говядины с картофелем, зажаренным так, как его любит Федя, потом целый цыпленок и к нему компот из вишен и четыре куска отличного бисквитного пирожного».
— Из дневника А.Г. Достоевской, 1867 год
«Федя», к слову, был к еде менее требователен, чем его супруга.
«За обед спросили один флорин и принесли четыре блюда: очень хорошего супа, но немецкого, с яйцами, потом бифштекс, вроде телячьи котлеты и какой-то пирог, сладкий, с вишнями. Все это, как Федя говорит, довольно порядочное, и все это за один флорин. Это уж слишком дешево. Потом мы после обеда пили кофе, очень вкусный, со сливками».
— Из дневника А.Г. Достоевской, 1867 год
Но были и важные для него кулинарные мелочи:
«Но на дороге купила земляники, сладкого пирога и булок. Феде все не нравятся здешние булки, он говорит, что они отзываются горьким маслом».
— Из дневника А.Г. Достоевской, 1867 год
Будучи большим любителем сладкого, Достоевский порой капризничал при выборе десертов, чем изрядно утомлял супругу.
«Потом пошли за пирогом. Но в нашей булочной его уже не было. Тогда Федя сказал, что я должна его вести в ближайшую булочную, что я всегда в другие раза нахожу близкую булочную, а только теперь не хочу для него найти. Я повела, но он расхотел идти во вчерашнюю булочную, и я должна была найти для него другую. Наконец, пришли в кондитерскую и здесь взяли пирожных по 3 Pfenn».
— Из дневника А.Г. Достоевской, 1867 год
Любовь Достоевского к сладкому и сухофруктам отмечал и писатель Всеволод Соловьев в своих воспоминаниях.
«Постойте, голубчик! — часто говорил он, останавливаясь среди разговора.
Он подходил к своему маленькому шкафику, отворял его и вынимал различные сласти: жестянку с королевским черносливом, свежую пастилу, изюм, виноград. Он ставил все это на стол и усиленно приглашал хорошенько заняться этими вещами. Он был большой лакомка…»
— Всеволод Соловьев, «Воспоминания о Ф. М. Достоевском»
Тем не менее по меркам того времени Федор Михайлович в своих запросах был весьма скромен: часто обеды за границей или у знакомых казались ему слишком обильными.
«Спросил такой обед: подали кушаний 10, хорошо приготовленных, из которых 5 мясных, так что я устал есть и половину обеда отослал назад».
— Из письма А.Г. Достоевской, 12 (24) июня 1874 года, Эмс
«И вот не знаю, так ли они всегда обедают или был у них праздничный день (обедали кроме меня еще две дамы гостьи и один профессор Архипов): закуски, вина, 5 блюд, из которых живая разварная стерлядь по-московски. Если это каждый день у них, то, должно быть, хорошо им жить».
— Из письма А.Г. Достоевской, 9 ноября 1878 года, Москва
Пил же Достоевский, по воспоминаниям современников, весьма умеренно и почти не пьянел. Зато очень любил чай и кофе.
«Пил красное вино, рюмку водки и перед сладким полрюмки коньяку. Любил очень горячий кофе, который бы кипел, и с своей чашкой уходил в свою комнату, в левой руке неся подсвечники и салфетку, а в правой — чашку. Любил оставаться с своей чашкой некоторое время один и был недоволен, когда его в это время тревожили разговорами».
— Из воспоминаний А.Г. Достоевской
Комментарии 3