Летом 2015г. мамой мне была подарена швейная машинка(бывшая «зингер»), прошедшая через три поколения моих предков. Деревянную часть отреставрировал я сам. Саму «зингеровскую» машинку, не выдержавшую испытания временем, мама поменяла в начале 70-х на советскую, подольскую. А вот станина всё та же «зингеровская», бабушкина. История этой машинки начинается с моих прадеда и прабабушки.
Моя прабабушка ( по матери) Матрена Леонтьевна Пирогова (1879-1963) родилась в с.Пирогово Вятской губернии в 1879г. в зажиточной крестьянской семье. Но в 1890г. её отца Леонтия, за участие в кулачном бою " стенка на стенку" со смертельным исходом, сослали вместе с семьей в ссылку. Сначала в Ишимский район, а через 2 года в д.Нижние Аремзяны Тобольской губерни. Жили в ссылке тяжело. В деревне она и встретилась с моим прадедом, выходцем из зажиточной семьи Георгием Михайловичем Бронниковым (1879-1934). . Без родительского благословения прадед взял в жены красивую ссыльную. Отделились, но отец не дал ничего, хозяйство пришлось поднимать с нуля. Когда немного обжились ( уже было двое сыновей) прадеда забрали на Русско-японскую войну. Побывал в Китае и вернулся легко раненым. В 1914г. снова мобилизовали на Германскую.
Началась гражданская война. Старшего бабушкиного брата Василия мобилизовали "красные", он дослужился до командира эскадрона и умер от ранения в живот шрапнелью. В 1921г. второго брата Николая мобилизовали "повстанцы" возчиком. Когда попал к "красным" его приговорили к расстрелу, но скинув полушубок и валенки, он сумел сбежать. Конные по насту не смогли догнать. Но вскоре умер от тифа.
У прадеда Георгия Михайловича и прабабушки Матрёны Леонтьевны было 13 детей, приходилось много трудиться, держать большое хозяйство: пять-шесть лошадей, шесть-семь коров, овец. Имелся и выездной конь, который участвовал в гонках на Тобольском ипподроме, выигрывал призы: жатку, сенокосилку, конные грабли. Прадед был знатным строителем, вместе с бригадой строил для купцов в Тобольске дома. Да и себе выстроил самый большой дом в деревне. После раскулачивания дом разобрали и перевезли в соседнею деревню Понушково под школу. Так же прадед занимался торговлей, на двух-трёх лошадях зимой возил товары в Самарово ( Ханты Мансийск). В конце 1929г. прадеда арестовали и выслали в Пермский край, где он и умер через пять лет. А прабабушку в 1930г. с семерыми детьми ( трое успели отделиться) выслали под Сургут. Обосновывались на Чёрном мысу с нуля. Сначала копали землянки, строили общие бараки, а уж затем начинали строится сами. За два года ссыльные построили посёлок, организовали колхоз "Верный путь", где и пришлось трудится братьям и сёстрам бабушки
. Бабушка Бронникова Мария Георгиевна, до раскулачивания, успела выйти замуж за моего деда Мальцева Алексея Михайловича и переехать к нему в д.Верхние Аремзяны (малая родина Д.И.Менделеева). Приданное было богатое (в числе приданного была и машинка «зингер»), да и дед был из зажиточных, но случился пожар и все нажитое сгорело (машинку успели сохранить). Переехали в Нижние Аремзяны, снимали жильё, дед работал лесным объездчиком, а бабушка шила на дому. Здесь машинка пригодилась в полной мере. Бабушка обшивала несколько деревень. Оплачивали в основном продуктами (народ жил не богато).Бабушка снимала мерку веревочкой, завязывая узелки. И только- только немного поднялись, как от тифа в 1939г. умирает бабушка. Мама тоже переболела тифом. Остались семеро детей, младший грудничок, маме 8 лет. А следом "посадили" деда ( сдавая налог- приписали побольше жирность молока). Всех детей раскидали по детским домам. Младший умер. Маме Антонине Алексеевне в детдоме, в тяжёлые военные годы, пришлось с избытком хлебнуть " и холод и голод". Дед из заключения ушёл на фронт в штрафную роту, воевал, вернулся с войны в 1945г. Он и определил маму в Тобольск, учится на швею. Поселилась мама у сестры отца Харитины Михайловны Мальцевой в закутке за печкой (входила одна кровать).
В послевоенные годы было голодно и сестра бабушки Анна Георгиевна Черкашина ( успела выйти замуж до раскулачивания) с семьёй решили перебираться на север в Сургут, где уже крепко обосновались младшие сёстры и братья. В Сургуте выручала река и лес: рыба, дичь, дикоросы. Прихватили и мою маму. Добирались несколько дней на пароходе. В Сургут мама прибыла с единственным наследством - бабушкиной швейной машинкой «зингер». Устроилась работать в промкомбинат портнихой. Затем перешла в артель инвалидов «Заря».Молодежь постоянно гоняли то на сенокос, то на заготовку дров, то на погрузку промкомбинатовского кирпича. В 60-х много лет проработала портнихой в Сургутском КБО. Закончила трудовую деятельность в кинотеатре «Октябрь». В 70-х сначала работала контролером, затем кассиром, пока не вышла на пенсию.
Сначало в Сургуте жить пришлось по квартирам родственников, пока в1950г. не вышла замуж за отца. В 1952г. родилась сестра Людмила, а в 1953г. сестра Вера. Отец капитаном на катерах уходил в длительные рейсы, и всё хозяйство легло на плечи мамы: дети, домашнее хозяйство, скот, сенокос, а с середины 50-х и строительство нового дома. А в 1962г. родился и Я.
С самого детства я проявлял интерес к бабушкиной машинке. Мама много шила для своих, родственников, знакомых (до сих пор помню платье вышитое бисером, сшитое сестре Вере на выпускной). И мне было жутко интересно. Мама меня не отгоняла, а наоборот все объясняла. Как правильно заменить шпульку, иголку, отрегулировать стежок. Пробовал я и шить. Первым изделием была безрукавка для кошки «Муськи». Кошка стерпела примерки, но носить безрукавку категорически отказалась.
Но история нашей машинки еще не закончилась. Сейчас машинка обосновалась в моей квартире, готовая послужить и следующему поколению.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 22