«Папа с нами жить не будет?..»
Как-то раз мой шестилетний сын наблюдал за кошкой и её котятами. Котята пытались добыть маминого молока, а казавшаяся усталой кошка отгоняла их от себя. Было очевидно, что кошке нелегко, и мой сердобольный ребёнок спросил:
– А где же их папа?
– Видишь ли, – сказал я ему, – у кошек не принято, чтобы папа участвовал в воспитании котят.
– Достали, наверное, – подытожил сын.
Он был четвёртым по счёту ребёнком, но в семье были ещё и младшие дети. То, что мама и папа устают, он видел нередко и сам иногда брал на себя заботу о младших, так что его вывод имел под собой некоторый житейский опыт.
Человек создаёт семью, в том числе и для деторождения. Даже если отец, зарабатывая средства на жизнь, не всегда находится рядом со своими детьми, он думает о своих домочадцах, молится о них, и связь их друг с другом не теряется. Жизнь семьи устроена по подобию Святой Троицы: мама, папа, ребёнок – три разных личности, составляющих одно целое. «Что Бог сочетал, то человек да не разлучает» (Мк. 10, 9).
Но человек всё чаще становится разрушителем собственной семьи. Инициатива, как правило, исходит от мужчины. Появляется ребёнок, и внимание женщины переключается на него. Неготовый к этому отец начинает ревновать к собственному чаду свою жену. Он изнывает во время грудного вскармливания и ищет себе занятие на стороне, хотя дел по дому в это время «выше крыши». Почему-то ребёнок в наше время является своеобразным «рубиконом» для семейного счастья, а ведь именно в новорождённом отец и мать соединились вместе, и, если родители расстаются, невидимая для стороннего взгляда глубокая трещина навсегда остаётся в душе ребёнка.
– Папа с нами больше жить не будет – мы переезжаем на новую квартиру, – услышал я в пять лет.
Всем казалось, что я выслушал эти слова совершенно спокойно и даже равнодушно. Но именно с этого момента внутри меня появилась трещина, которую я с трудом смог залатать в зрелом возрасте, крестившись и придя в Церковь через большие скорби. Родители разводились интеллигентно, без битья посуды. Отношения после развода оставались между ними хорошие, и отец приходил ко мне раз в месяц пообщаться. Но как же мне его не хватало во все остальные дни! Сколько ситуаций в школе, во дворе и даже в семье я не знал, как решить по-мужски. Меня воспитывала «однополая семья», состоявшая из мамы и бабушки. Они любили меня и старались дать мне всё самое лучшее, но мужского решения проблем они не знали. Мама не знала, что после бритья надо смыть остатки пены водой, – ей казалось, что достаточно снять всё опасной бритвой вместе со щетиной. Мыло высохло и стало щипать кожу, и таких нелепых ситуаций было множество.
У меня появились и отчим, и мачеха. С отчимом я никак не мог поладить, с мачехой было легче – ведь в семье отца я бывал редко.
– А ты отчима папой называй, – наставляла меня сердобольная соседка. – Будет тебя больше любить и подарки дарить станет.
Её слова вызвали у меня ужас! Из-за каких-то подарков предать отца!?
И это была болезненная прививка от развода в своей собственной семье. Пошли дети, было много разногласий с женой, споров по поводу их воспитания. Рядом возникали понимающие и красивые женщины, но каждый раз я смотрел на развод снизу, глазами ребёнка, у которого когда-то давно раскололась душа при словах: «Папа с нами жить не будет». И я не хотел, чтобы это случилось с моими детьми. Приходилось смирять своё больное самолюбие, дистанцироваться от обаятельных знакомых и включаться в воспитание детей. А их становилось всё больше и больше, и мне уже было, чем заняться и с кем общаться: пока жена занималась с очередным грудничком, я был занят с другими детьми.
Есть много примеров, когда развод происходит для спасения ребёнка. Один из родителей становится наркоманом, страшным алкоголиком, сходит с ума – перечень есть в Социальной концепции РПЦ... Я не хочу ни в чем винить своих родителей. У них не было возможности и навыка обратиться к Церкви, выплакаться перед иконой, исповедоваться и спросить мнения священника. У меня появилась такая необходимость – оградить свой брак узами Венчания и молитвы, а главное, появилась ещё и такая возможность. Когда мы создавали свою семью, храмы начали открываться и там мы нашли опору, которая позволила нам стать многодетной семьёй.
Честно говоря, мы этого не ожидали. И я прошу у читателей молитв за нашу семью, ведь младших детей нам ещё растить и растить. И желаю всем семьям с детьми мира и согласия. А если его нет, то способности хотя бы иногда присесть на корточки и посмотреть на ситуацию снизу вверх глазами своего ребёнка и учесть его позицию при принятии решения.
Максим Терехов
#семья_малаяЦерковь_
Нет комментариев