О Герое Советского Союза Александре Лизюкове.
Возвращаясь в очередной раз к событиям трагических первых дней Великой Отечественной войны на Западном фронте, на земле многострадальной Беларуси.
Тогда, в начале Великой Отечественной войны, когда Красная Армия терпела жестокие поражения, понятно, что награждение бойцов, а тем более командиров, были редкостью. Тем знаменательнее, что уроженец Гомеля Александр Ильич Лизюков получил свою высокую награду именно тогда!
Из воспоминаний Константина Симонова:
«Архивные документы рассказали мне, что полковник Лизюков, ехавший вместе с сыном в одном вагоне со мной и на моих глазах наводивший порядок под Борисовом, воевал там еще двенадцать дней — до 8 июля 1941 года. О том, что он делал, пожалуй, точней всего повествует выписка из наградного листка.
«Фамилия — Лизюков Александр Ильич. Звание — полковник. Год рождения — 1900.
Краткое содержание подвига. С 26 июня по 8 июля 1941 года работал начальником штаба группы войск по обороне города Борисова. Несмотря на то, что штаб пришлось сформировать из командиров, отставших от своих частей, в момент беспорядочного отхода подразделений от города Минска, товарищ Лизюков проявил максимум энергии, настойчивости, инициативы.
Буквально под непрерывной бомбежкой со стороны противника, не имея средств управления, товарищ Лизюков своей настойчивой работой обеспечил управление частями, лично проявил мужество и храбрость. Достоин представления к правительственной награде орденом Красного Знамени».
Деятельность Александра Лизюкова была тогда оценена по достоинству. Он оказался одним из первых наших командиров, награжденных в начале войны на Западном фронте и получивших звание Героя Советского Союза».
Будущий Герой Советского Союза и видный советский военачальник Александр Ильич Лизюков родился в городе Гомеле. Отец его, Илья Устинович Лизюков, был сельским учителем, позже директором Нисимковичской сельской школы Чечерского района.
У Александра Лизюкова было два брата: старший Евгений и младший Петр. Дети рано лишились матери, она умерла в 1909 году, вскоре после рождения Петра. Сам же Саша Лизюков с раннего детства выделялся уверенностью в своих силах, напористостью в достижении поставленных целей и жизнелюбием.
В возрасте 19 лет Александр Лизюков добровольно вступил в ряды Красной Армии. В ноябре 1919 года он закончил артиллерийские курсы комсостава в Москве и получил назначение в 58-ю стрелковую дивизию 12-й армии Юго-Западного фронта на должность командира артиллерийского взвода. Воевал Лизюков против войск генерала Деникина и атамана Симона Петлюры.
В июле 1920 года был назначен командиром 11-й маршевой батареи 7-й стрелковой дивизии, а в сентябре 1920 года стал начальником артиллерии бронепоезда «Коммунар» № 56. Принимал участие в боевых действиях против польских войск во время советско-польской войны 1919-1921 годов.
В сентябре 1921 года Александр Лизюков был откомандирован в Петроград, для обучения в Высшей автобронетанковой школе, которую окончил в сентябре 1923 года.
Окончив же Военную академию имени М.В. Фрунзе, с июня 1934 года командовал отдельным тяжелым танковым полком, затем, уже в воинском звании полковника, танковой бригадой.
В феврале 1938 года был арестован по подозрению в антисоветском военном заговоре, находился в заключении в тюрьме НКВД. Оправдан 3 декабря 1939 года. Перед Великой Отечественной войной был заместителем командира танковой бригады. а на день начала войны находился в отпуске в Москве.
Затем, в период Смоленской битвы, Лизюков был комендантом переправы через Днепр в районе Соловьево-Ратчино. Сводный отряд под командованием полковника Александра Лизюкова с 15 танками успешно оборонял жизненно важные для окруженных 16-й и 20-й армий переправы через Днепр и Березину.
Маршал Советского Союза Константин Рокоссовский писал впоследствии об Александре Лизюкове:
«Полковник Александр Ильич Лизюков был прекрасным командиром. Он чувствовал себя уверенно в любой, самой сложной обстановке, среди всех неожиданностей, которые то и дело возникали на том ответственном участке, где пришлось действовать его отряду.
Смелость Александра Ильича была безгранична, умение маневрировать малыми силами — на высоте. Был момент, когда немцы перехватили горловину мешка в районе переправ через Днепр. Но это продолжалось всего несколько часов. Подразделения Лизюкова отбросили и уничтожили весь вражеский отряд».
12 июля Александр Лизюков был представлен к награждению орденом Красного Знамени. Но руководство страны решило иначе.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 августа 1941 года «За образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство» полковнику Лизюкову Александру Ильичу было присвоено высокое звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали Золотая Звезда.
Примечательно: вместе с Лизюковым в обороне переправ участвовал и его 16-летний сын Юрий, курсант Борисовского танкового училища. (на групповом фото он второй слева )
В августе 1941 года Александр Лизюков принял командование 1-й танковой дивизией. Части этого соединения держали оборону по реке Вопь северо-восточнее города Ярцево, в Смоленской области. В начале сентября 1941 года дивизия Лизюкова выбила фашистов с восточного берега реки, форсировала эту водную преграду и закрепилась на плацдарме.
Дивизия удерживала плацдарм в течение всего сентября и приковала к себе значительные силы противника. За эту стойкость героическое соединение было преобразовано Ставкой в гвардейскую мотострелковую дивизию.
Об этом периоде своей военной биографии Александр Ильич так писал жене:
«Несколько последних дней шли ожесточенные бои с фашистами. Надо сказать прямо — попало фашистам здорово. Бои продолжаются».
В Сумско-Харьковской оборонительной операции дивизия Лизюкова отличилась в ряде сражений, а свои рубежи бойцы дивизии удерживали около недели, что в сложившихся условиях было большим достижением. Кроме того, они взяли в те дни большое количество трофеев.
Затем дивизия участвовала в Московской битве, основной ее задачей было прикрытие Наро-Фоминского направления. 22 ноября дивизии Лизюкова было вручено гвардейское знамя и поставлена новая боевая задача — ликвидировать вражеский плацдарм близ деревни Конопеловки. С этой задачей подчиненные Александра Ильича справились.
27 ноября 1941 года Александра Лизюкова назначили заместителем Командующего вновь сформированной 20-й армии. И уже 12 декабря 35-я отдельная стрелковая и 31-я танковая бригады армии под командованием Лизюкова, во взаимодействии с 55-й отдельной стрелковой бригадой 1-й ударной армии, наступавшей с севера, освободили город Солнечногорск.
10 января 1942 года полковнику Александру Лизюкову присвоили воинское звание генерал-майора, и он был назначен командиром 2-го гвардейского стрелкового корпуса. Началась операция по окружению фашистских войск под Демянском.
17 апреля 1942 года командование 3-й ударной армией представило генерал-майора Лизюкова к ордену Красного Знамени. По оценке Командарма генерал-лейтенанта Максима Пуркаева:
«2-й гвардейский стрелковый корпус, под командованием товарища Лизюкова, проделал успешный марш-маневр с боями от Старой Руссы до Холма, нанеся значительный урон противнику и преодолев трудности бездорожья в зимних условиях… нанес противнику большие потери, а товарищ Лизюков — волевой, энергичный командир».
В середине апреля 1942 года Александр Ильич Лизюков получил приказ сформировать 2-й танковый корпус. По решению Ставки 2-й танковый корпус был включен в состав созданной 5-й танковой армии. В июне 1942 года генерал-майор Александр Лизюков назначен ее командующим. 5-я танковая армия находилась в полосе Брянского фронта, сначала в районе юго-западнее Ельца, а затем северо-западнее Ефремова.
Командование Брянского фронта выбрало 5-ю танковую армию Лизюкова для нанесения контрудара по флангу и тылу группировки немецких войск, наступавших на Воронеж. На усиление 5-й танковой армии Ставка ВГК дополнительно направила с Калининского фронта 7-й танковый корпус Павла Ротмистрова.
Лизюков же не мог понять логики действия командования Брянского фронта и попытался предложить более удачный вариант применения 5-й танковой армии, которая могла быть введена в бой быстрее и с очевидно меньшими проблемами при передислокации, но его телеграмма от 3 июля 1942 генерал-полковнику Александру Василевскому, «через голову» командования Брянского фронта, осталась без ответа.
А в результате ошибочного решения Ставки переброска танковой армии осуществлялась крайне медленно, было потеряно драгоценное время, столь необходимое для перегруппировки войск.
В итоге получилась так, как в 1941 году под городом Дубно, армию Лизюкова пришлось вводить в бой по частям, одна бригада еще только грузилась на железнодорожные платформы, другая выгружалась, третья совершала марш в район сосредоточения, а четвертая уже вела неравный бой с врагом и гибла батальон за батальоном, так что планируемого бронированного кулака не получилось.
Увы, но летом 1942 года воевать Красная Армия все еще не научилась…
Ставка же Верховного Главнокомандования, понимая, что немцам нельзя дать возможности перебросить их танковые части под Сталинград, отдала приказ: танковое наступление под Воронежем продолжать любой ценой!
Однако этот приказ ни Лизюкову, ни кому-то другому, выполнить было уже не под силу. Штурмовая авиация противника безраздельно владела воронежским небом, мощная противотанковая артиллерия немецкой армейской группировки поставила на пути наших наступающих танков смертельную преграду из САУ, 88 мм зенитных орудий, танков, действующих из засад и других противотанковых средств, стоящих на вооружении германского вермахта.
У Красной Армии на начальном этапе сражения за Воронеж не хватало необходимого количества артиллерии, да и пехоты было недостаточно. И поэтому танкисты, шли и шли напролом, прогрызая оборону противника, они же и погибали от огня врага, вспыхивая яркими факелами…
Стояла жуткая жара, вокруг день и ночь грохотала артиллерия, по словам очевидцев, Воронеж охватили пожары, на его улицах развернулись ожесточенные бои за каждый квартал, дом, этаж. Бойцы бились насмерть.
6 июля 1942 года части 5-й танковой армии Лизюкова нанесли свой последний контрудар по левому флангу немецкой группировки. В целом наступательная операция 5-й танковой армии завершилась неудачей, армия не выполнила поставленных перед ней задач и понесла тяжелые потери.
Однако, важно: части армии смогли в этой сложнейшей ситуации совершить главное, это максимально задержать немецкие танковые соединения 4-й танковой армии генерал-полковника Гота, что лишило ее возможности развить наступление на юг вдоль Дона на Сталинград.
А это было ее задачей, которую Готу поставил лично Гитлер, и она оказалась сорванной благодаря героическим усилиям танкистов Александра Лизюкова.
Нужно подчеркнуть, что в июле 1942 года 5-я танковая армия сумела сковать боями две танковые и три пехотные дивизии противника. Но в ходе этих ожесточенных боев и сама 5-я танковая армия Лизюкова понесла большие потери, в ходе боев под Воронежем она потеряла 261 танк и 7229 своих бойцов и командиров, в этих боях сложил свою голову на поле брани, в танковой атаке, и сам Командующий, славный сын белорусского народа Александр Лизюков.
Выполняя приказ, он и комиссар 2-го танкового корпуса полковой комиссар Николай Ассоров на танке КВ вышли из Большой Верейки вслед за 26-й и 27-й танковыми бригадами. По свидетельству единственного выжившего из экипажа, младшего механика-водителя старшего сержанта Сергея Можаева, KB Лизюкова был подбит, а он сам погиб.
Согласно архивным документам генерал-майор Александр Лизюков погиб в бою 23 июля 1942 года у южного отрога рощи, что в 2 километрах южнее села Лебяжье (высота 188,5) Семилукского района Воронежской области.
В своих мемуарах Маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский так писал о гибели Александра Ильича Лизюкова:
«В этих боях погиб Командующий 5-й танковой армией генерал Лизюков. Он двигался в боевых порядках одного из своих соединений. Чтобы воодушевить танкистов, генерал бросился на своем танке КВ вперед, ворвался в расположение противника и там сложил голову. Мне было искренне жаль его».
А Маршал Советского Союза А.М. Василевский в мемуарах «Дело всей жизни» написал добрые слова о всех трех братьях семьи Лизюковых:
«Я невольно вспоминаю всю гомельскую семью Лизюковых и преклоняюсь перед ней. Три брата: Евгений, Александр, Петр героически сражались на полях Великой Отечественной войны и погибли, защищая свою Родину».
23 июля 2008 года, на развилке дорог у села Большая Верейка, недалеко от высоты 188,5, состоялось открытие памятного знака. На нем надпись: на этом месте, у высоты 188,5, 23 июля 1942 года принял свой последний бой Командарм 5-й танковой армии Герой Советского Союза генерал А.И. Лизюков.
Именем Героя Советского Союза генерал-майора Александра Лизюкова были названы Саратовское высшее командно-инженерное училище, средняя школа № 94 в Воронеже. В Гомеле именем братьев Лизюковых названа улица и установлен памятник.
Воистину, как писал Максим Горький в своей знаменитой «Песне о соколе»:
«Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!
Безумству храбрых поем мы песню!..»
автор текста: Владимир Касьянов
Минская правда. 15.07.2023
Приглашаем в наш новый паблик, где мы каждый день публикуем интересные истории из жизни обычных людей. Откройте для себя двери в Истории из жизни
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев