(окончание)
Нередко владыка оказывал людям тайную милость, о чем узнавали случайно. Некоторые монахи рассказывали мне, что когда они стояли в храме, то владыка Зиновий, проходя мимо них и благословляя, незаметно давал им деньги. Он ежедневно присутствовал на всех службах, совершавшихся в храме, и на литургии вынимал множество частиц за живых и усопших, за тех, кого он знал и о ком его просили молиться. В алтаре вместо епископского кресла у него стояла стасидия – деревянное седалище для монахов, которое ставилось у стены. В своей личной жизни он отличался простотой и невзыскательностью, но церковные службы проводил с особым торжеством и благолепием.
Многие опытные священники и духовники специально приезжали в Тбилиси, чтобы увидеться с митрополитом Зиновием. Несколько раз посещал владыку и отец Савва, когда ездил в Сигнахи к мощам святой Нины и к другим святыням. Он указывал на него как на пример архиерея-аскета, который, несмотря на постоянное пребывание с людьми, среди многочисленных обязанностей, не оставляет Иисусовой молитвы. Он говорил, что митрополит Зиновий – пример того, что можно в миру хранить Иисусову молитву, что оправдания тому, кто не занимается молитвой, ссылаясь на занятость, – нет. Однажды я задал ему каверзный вопрос: «А если владыка Зиновий скажет о чем-либо иначе, чем вы, что мне делать?». Тот быстро ответил: «Послушай владыку».
Из святых покойный митрополит особенно любил святителя Николая и советовал во всех скорбях и нуждах обращаться к нему, а если есть возможность, то как можно чаще читать акафист этому великому чудотворцу. Также любил он молиться мученику Иоанну Воину и преподобному Серафиму Саровскому. В последние годы своей жизни он принял тайный схимнический постриг с именем Серафим. О нем, как и о преподобном Серафиме, можно сказать словами тропаря: «От юности Христа возлюбил еси…».
После смерти митрополита Зиновия я дважды видел его во сне. Первый сон. Он лежит во гробе как живой. Ночь. Храм закрыт. Кто-то стучится в двери храма и просит у митрополита благословить его. Тот встает, протягивает руку для благословения, и вдруг рука его удлиняется и достигает двери храма; он благословляет и снова ложится в гроб. Я думаю, смысл сна был таков: владыка быстро откликается на молитвы людей; даже те, кто по своим грехам находится за дверями храма, не лишаются его помощи и благословения, и о них возносится к Престолу Божию его молитва.
Второй сон. Также ночь. Храм освещен, и владыка ходит по храму, внимательно осматривая каждый уголок. Значит, он не ушел от нас, он здесь, он как живой с нами, он незримо посещает храм, в котором был настоятелем тридцать пять лет.
Когда еще при жизни владыки Зиновия я спрашивал его об Иисусовой молитве, то он отвечал, что не следует стремиться к каким-либо высоким степеням и особой концентрации мысли, а нужно в простоте сердца говорить молитву живому Богу, Который близок нам, как наша душа. Он советовал пользоваться минутами одиночества и отгонять помыслы уныния Иисусовой молитвой. Такое делание владыка считал выше чтения книг. Он повторял, что Иисусова молитва прививается к смиренному сердцу. Своим близким владыка рассказывал, что Иисусову молитву приобрел в молодости, когда жил в пустыни, а в миру старается сохранить ее.
После кончины митрополита Зиновия Патриарх Илия II (Шиолашвили) благословил похоронить его в храме. «Хорошо, что владыка не только духом, но и телом будет пребывать с нами», – сказал Патриарх.
На гробнице владыки Зиновия всегда лежат цветы как знак благодарной памяти паствы о своем отце и наставнике.
Архимандрит Рафаил (Карелин)
(Воспоминания написаны до причисления старцев к лику святых)
Архимандрит Рафаил (Карелин),
из книги «ВСТРЕЧА С ПРОШЛЫМ».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев