В то время колхозница Самаева Чункуреш пасла овец.И в период сакмана к ним приехал корреспондент районной газеты. После рабочих снимков, корреспондент предложил запечатлеть ее семью. В соседнем аиле жила семья Адышева Ахмета погибшего на войне.
И вот мгновенье остановилось… Запечатленные на фотографии дети войны, молодые девушки, передовая колхозница с Буденного и представить не могли о том, что через 70 лет другое поколение будет смотреть на их открытые непосредственные лица.
В центре фотографии Самаева (Матвеева) Чункуреш. Родилась в Оймоне, совсем молодая вышла замуж за вдовца Самаева Байда. Всю свою жизнь посвятила детям мужа, воспитала и вырастила детей Енчилея - Николая и Раису. Так и на Малой Ине прожила всю свою жизнь, умерла когда ей было за 100 лет.
Слева от нее стоит Николай Енчилеевич Байдин, держит в руках черного ягненка. Ягненок был редкой масти и поэтому удосужился быть на фото. Повзорслев Николай Енчилеевич достойно работал в совхозе «Ининский», не раз выполнял и перевыполнял высокие поручения партии и правительства, за что выбирался членом обкома партии, депутатом районных и областных съездов КПСС. Похоронен здесь же на Малой Ине.
Между внуком и бабушкой на фото молодая девушка в новой красивой белой шапке из мерлушки, это Мендешева (Самаева) Оркош Байдановна. Тогда она еще не замужем, как говорили, девушка на выданье, самая младшая из детей Байды, любимая дочь Чункуреш.
К бабушке прижалась маленькая девочка в белом платке, это Раиса Енчилеевна (Байдина) Тадинова. Она до сих пор живет на Малой Ине. Вырастила трех сыновей, любящая бабушка и прабабушка.
Слева от Николая мальчик, который тесно прижался к своему дяде это мой папа - Санин Петр Ялбадаевич. Здесь же на фото его родная сестра (девушка в шапке), которая стоит за бабушкой - Яимова (Санина) Каспак Ялбадаевна. Это дети погибшего на фронте Ялбадая, уроженца села Сальдяр. Он был женат на второй дочери Байда –Туйкачы. После получения похоронки моя бабушка Туйкачы уехала к себе на родину в Малую Иню поближе к своим родственникам и так рано осиротевшим племянникам. Мои близкие пережили все тяготы войны, узнали сполна жизнь безотцовщины. Каспак Ялбадаевна еще помнила своего отца, а Петр только начал ходить, когда их отец в числе первых призванных, уехал на войну. На войну всех сальдярцев провожали на берегу Катуни, тут же варили кочо, играли на гармошке и балалайке. Тогда ни кто не догадывался, что война продлится на четыре года, а после нее страна еще долго будет «лечить» свои раны. А после, был мирный солнечный день, вовсю шла окотная кампания-сакман. Трудолюбивая мама детей, Туйкачы, погнала овец в луга. А тут приехал фотограф и навечно этот день остался на белой бумаге на долгую память нам, их детям от детей войны.
Слева от Каспак, между Оркош и бабушкой (этой бабушке тогда 50-ти то не было!) стоит Малкина (Васильева) Мария Васильевна. Мария Васильевна всю жизнь прожила в своем родном селе, вырастила и воспитала шестерых детей. Отец Маруси до войны был сослан в ссылку, там его следы и потерялись. Знаю, что он был крещенным, из рода майман Екашевы. Мама Маруси, Санашкина Мария, потом жила с Адышевым Ямурчи. А дети и Адышевы, и Васильевы, и Байдины-Самаевы росли вместе. Это было такое поколение людей, которые не умели злиться и враждовать. В то время между собой ругались-то редко. Наоборот, старались поддержать друг друга, еду и то делили пополам!
Рядом с Раисой сидит молодая девушка, а в руках держит ягненка это Адышева Дидубран Ахметовна. Красивая и молодая! Потом она вместе с Оркош уедут в передовой совхоз, что в Теньге. Оркош родит Максима и вернется обратно в Малую Иню, а Дидубран - Юрия. Юрий Ахметович до сих пор живет в Теньге, у него хорошая семья, всем своим сыновьям дал высшее образование.
В верхнем ряду за Дидубран стоят девочки Адышева Ямурчи – совсем маленькая Клава и постарше Ийнекчи. У девочек разные мамы. Клавдия Ямурчиновна долгое время работала секретарем в сельском Совете, очень скромная, вырастила сына Эдуарда. Жалко, что ее жизненный путь был несправедливо коротким. Ийнекчи Ямурчиновна воспитала единственного сына - Александра. Долгое время жила в Майме, работала в майминском СПТУ. Но часто приезжала на родину, зов предков он же существует! К сожалению, тоже покинула наш мир.
Вот и вся история исторической фотографии. Хотя остались «белые пятна»: не понятно кто этот малыш и мальчик в верхнем ряду?
Если хочешь окунуться в воспоминания, то загляни в альбом, где ты увидишь очень интересные моменты из жизни земляков и родственников.
#ИсторияОднойФотографии
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев