Николай Фролович Дьяконов родился 15 июня 1912 года в селе Становое (Коньшино) Становской волости Ливенского уезда. Окончил местную школу, а затем, уже при советской власти, и горный институт, после которого трудился по специальности на шахтах Московского угольного бассейна. В мае 1941 года вступил в ВКП(б).
В июне 1941 года Ленинским РВК Московской области призван на воинскую службу и направлен в 114 минометный полк Резерва Главного командования, но только в начале ноября 1942 года, в звании младшего лейтенанта, отправлен на фронт в качестве командира взвода управления батареи, в составе которой принял участие в боях за Сталинград. С самого первого дня на фронте он следовал в боевых порядках пехоты, в непосредственной близости от противника, корректируя огонь своей батареи. Под автоматным и миномётным огнём неоднократно выходил на разведку в расположение передовых линий противника. В результате только за один месяц службы, лично им было разведано и подавлено огнём батареи: 1 миномётная батарея противника и две пулемётные точки. За мужество и отвагу, проявленные при исполнении своих обязанностей, уже 9 декабря 1942 года Николай Фролович был награждён медалью «За боевые заслуги».
Зимой 1943 года Николай Фролович продолжает свою службу под Сталинградом: в конце января 1943 года в составе полка принимает участие в штурме северо-западных склонов Мамаева кургана. С февраля 1943 года воевал в составе Центрального фронта, участвовал в оборонительных и наступательных операциях на Севском направлении. Летом того же года в составе полка отражал вражеские атаки на Северном фасе Курской дуги, а с переходом советских войск в контрнаступление, участвовал в Орловской наступательной операции.
К лету 1944 года стал капитаном и был назначен на должность командира дивизиона в родном полку. При подготовке к наступлению в районе Озерного, все время находился на переднем наблюдательном пункте, где отлично изучил оборону противника. Благодаря проделанной разведывательной работе умело спланировал огонь своего дивизиона, в результате чего уже во время наступления, все огневые точки противника, находившиеся в поле действия дивизиона капитана Дьяконова, были полностью уничтожены, При такой огневой поддержке, пехотный батальон выполнил боевую задачу практически без потерь и смог совершить прорыв в кротчайшие сроки с 24 по 27 июня. В тех сражениях дивизион капитана Дьяконова уничтожил: 4 минометных батареи, 10 станковых и 6 ручных пулемётов, разрушил 6 блиндажей и три наблюдательных пункта, а также уничтожил до роты солдат противника. Кроме того был подавлен огонь одной 75 мм артиллерийской батареи, 8 станковых пулемётов и двух миномётных батарей. После прорыва передней лини траншей противника, дивизион в кротчайшие сроки был перенаправлен через реку Друть и простилающееся за ней на расстояние более 3 километров болото. Заняв новые позиции, дивизион под командованием своего командира отбил две контратаки противника и с боями продвинулся за наступающей пехотой на расстояние в 25 километров. За успешное выполнение боевой задачи многие бойцы дивизиона получили награды, в их числе оказался и капитан Дьяконов, представленный к награждению орденом «Александра Невского».
В том же году, при форсировании реки Висла, 29 июля в числе первых переправился на противоположенный берег и огнём своего дивизиона уничтожил: одну миномётную батарею, 3 станковых пулемёта и до роты пехоты противника, чем обеспечил расширение плацдарма в районе Застув-Люцема. За проявленные успехи был представлен к награждению орденом «Отечественная война» I степени, однако вышестоящее начальство санкционировало награждение орденом «Александра Невского», не зная о том, что представление о награждении таким же орденом уже было направлено на месяц раньше. Оба документа получили одобрение, и таким образом к началу осени 1944 года на груди капитана Дьяконова красовались сразу два ордена «Александра Невского». По существующим на данный момент данным, только 428 человек за всю историю существования советского ордена "Александра Невского" были дважды отмечены этой наградой, что делает Николая Фроловича Дьяконова своеобразным рекордсменом в плане награждений.
На начало 1945 года Николай Фролович занимал ту же должность, но был повышен в звании до майора. Во время подготовительного периода к прорыву обороны противника в районе Рубки с 3.01 по 14.01.1945 года большое внимание уделил организации разведки, благодаря работе которой было обнаружено: одна минометная батарея, два станковых пулемёта, два противотанковых орудия. Все обнаруженные цели были уничтожены во время артиллерийской подготовки, проходившей 14 января, уже на начальном этапе прорыва. За проявленные успехи в организации артиллерийской подготовки и умелое руководство движением дивизиона во время марша, майор Дьяконов был награждён орденом «Богдана Хмельницкого» III степени.
В марте 1945 года Николай Фролович был отозван в штаб бригады, где поставлен на должность помощника начальника штаба. Еще будучи командиром дивизиона, находясь в боевых порядках поддерживаемой пехоты, первым переправился с органами управления через рубеж южнее Франкфурта и огнём дивизиона, уничтожая живую силу и огневые точки противника, обеспечил пехоте расширение плацдарма. Противник, пытаясь сбросить советские части с плацдарма, предпринимал до 7-8 яростных контратак в день. В этот период дивизион майора Дьяконова уничтожил 11 пулемётов, подавил 4 миномётных батареи, одну артиллерийскую батарею, рассеял и уничтожил свыше батальона пехоты противника. Кроме того, уже работая помощником начальника штаба сумел хорошо организовать оперативную работу штаба, своевременно и чётко оформлять документацию бригады. В период наступления на Франкфурт, находясь под непрерывным артиллерийским обстрелом, планировал огонь частям бригады, чётко организовал взаимодействие штаба с общевойсковыми штабами, чем способствовал успешному прорыву обороны и взятию города.
В период уличных боев в Берлине в составе 32 стрелкового корпуса, организовал взаимодействие с пехотой, планируя огонь бригады и быстро реагируя на изменения обстановки, выполнял заявки пехоты по вызову массированного огня, чем обеспечил успешные действия пехоты по уничтожению окружённой группировки противника в г. Берлин. За проявленные успехи в организации штабной работы 3 мая 1945 года был представлен к награждению орденом «Красное знамя», который получил уже после победы в июне того же года, находясь в числе других бойцов в поверженном Берлине. Помимо орденов, за весь период войны был награждён четырьмя медалями: «За оборону Сталинграда», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина» и «За победу над Германией».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев