Действительный статский советник. Участник обороны Севастополя.
Те просто пожимали плечами, потешались над его мыслями, которые вели так далеко, в XXI век.
В 26 лет Пирогов стал профессором хирургии, а в 30 возглавил кафедру хирургии Медико-хирургической академии в Петербурге. Вот что писал он о тогда о предстоявшей ему работе: «Картина поистине была ужасающей: огромные госпитальные палаты (на 60-100 кроватей), плохо вентилируемые, были переполнены больными с рожистыми воспалениями, острогнойными отёками и гнойным заражением крови. Для операций не было ни одного, даже плохого, помещения. Тряпки под припарки и компрессы переносились фельдшерами без зазрения совести от ран одного больного к другому, а подчас снимали с трупов и просто высушивали. Лекарства, отпускавшиеся из госпитальной аптеки, были похожи на что угодно, только не на лекарства...»
Николай Иванович Пирогов застал ещё представления, которые всё разнообразие хирургических приёмов сводили к трём основным правилам: «…мягкие части режь, твёрдые пили, где течёт - там перевязывай». Находясь в поисках лучших методик обучения, хирург приходит к выводу о необходимости проводить анатомические исследования на замороженных трупах - знаменитая ледяная анатомия Пирогова. Несколько лет таких исследований позволили ему создать первый анатомический атлас "Топографическая анатомия, иллюстрированная разрезами, проведёнными через замороженное тело человека в трёх направлениях". Этот труд принёс Пирогову мировую славу, теперь хирурги могли проводить операции с минимальным нанесением травм больному.
В 1847 году доктор Пирогов отправился на Кавказ в действующую армию, где впервые в истории хирургии применил эфир для наркоза в полевых условиях. Он приглашал на операции других раненых, чтобы они могли убедиться сами в действенности и безопасности метода. Сейчас это в каком-то смысле естественная часть нашей жизни, но тогда приходилось обосновывать, доказывать, убеждать.
Особая веха в жизни Пирогова - Крымская война. Во время этой войны хирург впервые применил гипсовую повязку, спасшую многих солдат от дальнейших осложнений и ампутации конечностей. Тогда же, в 1854 году, из небольшой группы в 35 сестёр милосердия при самом деятельном и внимательном участии Пирогова родился будущий Российский Красный Крест. В период с конца 1854 до начала 1856 года в Крыму трудилось более 200 сестёр милосердия.
Последние годы заслуженный доктор жил в своем имении в селе Вишня (Винница). Там он открыл больницу, аптеку, а землю отдал крестьянам. Оттуда он выезжал только для чтения лекций и в качестве консультанта по военной медицине. К семидесяти годам здоровье Пирогова сильно пошатнулось. Катаракта лишила радости ясно видеть краски мира. А ещё мучила болезненная язва на твёрдом нёбе. Сначала Пирогов принял ее за ожог: у него была привычка полоскать рот горячей водой, чтобы табаком не пахло. Однако через некоторое время он обронил при жене: «Это как будто рак». В Москве Пирогова осматривал Склифосовский, которого позднее назовут его преемником на хирургическом Олимпе России. Он и подтвердил страшный диагноз - рак верхней челюсти. Вскоре великого Пирогова не стало.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев