Как жила и погибла первая королева шахмат
Эта пухленькая женщина, похожая на уютную домохозяйку — легенда мирового шахматного спорта. За скромной непритязательной внешностью скрывалась женщина с острым умом, четким логическим мышлением и удивительным хладнокровием. Она легко побеждала гроссмейстеров-мужчин и очень спокойно реагировала на насмешки, которые получала от тех мужчин, кто пока еще ей не проиграл.
На популярном в советскую эпоху курорте Карловы Вары в 1929 году проводили интересный аттракцион для туристов. Смелая женщина бросила вызов 21 мужчине из числа далеко не слабаков и достойно соперничала с ними. Этот аттракцион привлёк небывалое для шахматных турниров того времени число зрителей, и это было задолго до появления Юдит Полгар. Звали возмутительницу спокойствия Вера Менчик. Она первой доказала, что шахматы — это не чисто мужская игра, а побеждать в битве полов можно даже чемпионов.
Родилась в России, стала чемпионкой в Лондоне
Вера Менчик появилась на свет в Москве 1 марта 1906 года. Ее рождение стало результатом интернационального брака чеха и англичанки. Отец Веры работал управляющим — в его ведении были имения русских дворян, а мать приехала из Англии, чтобы трудиться гувернанткой, тогда в России это было модным.
Игре в шахматы научил девочку отец. Уже в 9 лет она довольно уверенно играла, сразу поняв суть и частенько побеждая отца. Но пришло трудное время — приближалась революция... После октября 1917 года семья Менчик осталась без источников заработка.
Поскольку родители Веры не поддерживали власть большевиков, им пришлось эмигрировать.
В 1921 году родители девочки развелись и разъехались по разным странам. Отец вернулся в Чехословакию, а мать вместе с Верой и ее сестрой поселилась в британском городе Сент-Леонардс. Вера не говорила по-английски и рисковала оказаться в социальной изоляции, но от этой перспективы ее спасла игра.
«Меня часто спрашивали, что заставило меня серьезно задуматься о шахматах? — рассказывала впоследствии Менчик. — Казалось бы, барышне не подобает атмосфера тишины и обильного курения. Это правда! В других жизненных обстоятельствах мне бы и в голову не пришло так проводить время, но шахматы — игра спокойная, а потому это лучшее хобби для человека, не владеющего нормально языком».
В Великобритании одаренная девочка быстро стала членом Гастингского шахматного клуба, посещала шахматные лекции Г. Мароци и брала у него уроки.
Упорные занятия не замедлили принести свои плоды.
В 1925 году 19-летняя Вера дважды обыграла Эдит Прайс — непревзойденную чемпионку Великобритании. С этого момента Вера Менчик — новая чемпионка Великобритании. Она удерживала это звание на протяжении двух лет, неизменно побеждая на чемпионатах. Вера становится знаменитостью, и это помогает ей принять участие в мировых соревнованиях.
Безусловная чемпионка
Свой первый чемпионский титул в шахматах Менчик завоевала в 21 год, когда с лёгкостью выиграла турнир за титул чемпионки.
В 1927 году в Лондоне впервые состоялась Всемирная шахматная олимпиада. Состязались мужчины, а для женщин внутри Олимпиады был организован свой мировой чемпионат. В нем приняли участие 12 шахматисток.
10 элитных соперниц Вера заставила сдаться, а одной в последнем ничего не решающем туре подарила ничью.
В то время еще никто не подозревал, что преимущество Веры Менчик станет безусловным на целых 17 лет. Ее никто так и не смог победить. С 1930 по 1939 годы она шесть раз становилась чемпионкой, не уступив это звание никому из соперниц. Из 103 официальных шахматных партий, сыгранных Верой за эти годы, она выиграла 90, проиграла 4, а свела к ничьей 9 партий.
Ей проигрывали мужчины… лучшие гроссмейстеры
Вера Менчик первая женщина, которую стали приглашать к участию на мужские турниры.
Шахматистка провела 487 жарких боев, 147 из них выиграла и столько же партий сыграла вничью. Это был прорыв.
Во многих крупных турнирах того времени ей удавалось войти в тройку лучших, а мужчины за шахматной доской даже не думали о снисходительности или пренебрежительном отношении.
Клуб имени Веры Менчик
В 1929 году она стала участницей очень престижных соревнований в Карлсбаде. Там собрались сильнейшие шахматисты мира, из «звезд» отсутствовали только Александр Алехин и Эмануэль Ласкер. Заслуженным шахматистам Вера казалась неопытным новичком. К тому же она была женщиной. Все ждали, что Менчик выступит провально, над ней посмеивались.
Например, журналист Ханс Кмох пообещал станцевать в балете, если Менчик наберет больше трех очков. А один из ее соперников, австрийский шахматист Альберт Беккер, перед игрой пошутил: «Господа, у меня есть отличная идея. Предлагаю создать клуб имени Веры Менчик. Те, кто ей проиграет, станут полноправными членами клуба».
«Поздравляю, профессор Беккер! Настоящим вы избраны президентом клуба Веры Менчик!» — сказал кто-то из зрителей, когда сам Беккер вскоре проиграл ей партию.
История умалчивает, пришлось ли писателю Кмоху примерять пуанты, но точно известно, что он был в одном шаге от женского балета.
На турнир в Рамсгейте, проходившем в 1929 году, Вера Менчик заняла второе место, разделив его с польским гроссмейстером Акибой Рубинштейном. Турнир выиграл экс-чемпион мира Хосе Рауль Капабланка, опередивший ближайших по турнирной таблице соседей – Менчик и Рубинштейна – всего на пол-очка.
Зато Вере удалось обойти своего учителя Гезу Мароци. В 1934 в Мариборе Вера Менчик стала третьей, оставив за собой Шпильмана и Видмара. В статусе действующей чемпионки Менчик посещала Советский Союз с лекциями и сеансами. На ее сеансы одновременной игры приходили посмотреть как на шоу.
Многие слышали ядовитую шутку шахматиста Пауля Кереса: «Женщина не сможет сравняться в шахматах с мужчиной. Просто потому, что она не сумеет молча играть пять часов, глядя на доску».
Когда Вера Менчик молча смотрела на доску и улыбалась, ее противники-мужчины теряли самообладание и проигрывали. А она — побеждала.
Сама Вера на насмешки и некорректные замечания реагировала спокойно. Иногда отшучивалась: перед турниром 1935 года в Москве заявила, что ей не терпится «выпить мужской крови». И все же, по-видимому, играть против мужчин Вере было психологически непросто.
В книге «Шахматная стерва: женщины в высшем интеллектуальном спорте» (2005) Дженнифер Шахаде, бывшая чемпионка США среди женщин, отметила, что игра Менчик была «двухуровневой». По ее мнению, Вера по-разному играла против мужчин и женщин. «Вера была первой женщиной, которая стабильно играла, а иногда и побеждала лучших игроков мира, — писала Шахаде. — Возможно, она превзошла бы стандарты своего времени с еще большим отрывом, если бы использовала против мужчин бесстрашный, уверенный стиль, который она демонстрировала против женщин».
В 1937 году Менчик вышла замуж за шахматиста Руфуса Стивенсона. У него было слабое здоровье, и Вера часто ухаживала за мужем в ущерб своему профессиональному развитию: ей приходилось оставаться дома вместо того, чтобы ездить на турниры. Тем не менее Менчик по-прежнему оставалась чемпионкой мира среди женщин и с 1927 по 1939 год сыграла 83 партии против других шахматисток, из которых проиграла только одну.
Веру Менчик иногда сравнивают с нидерландским математиком, международным гроссмейстером и пятым чемпионом мира по шахматам, Максом Эйве. Такая же уравновешенность, спокойствие, отменная теоретическая подготовка. Сбалансированное сочетание тактики и стратегии в отношении к игре. Исключительная работоспособность. Менчик, не в пример некоторым мужчинам, не имела привычки разгуливать между столиками во время партии и отвлекалась от поединка только в самых редких случаях.
С Максом Эйве у Менчик произошел забавный случай. Признанный мастер дважды подряд проиграл Вере. Когда об этом узнала жена Эйве, она тут же примчалась из Франции в Англию, где проходил турнир. Она решила, что Вера — любовница Макса, а как иначе он мог проиграть женщине? Конечно, решил поддаться, была уверена супруга шахматиста. Только увидев все своими глазами, ревнивая жена убедилась: все чисто.
Макс Эйве
Конец карьеры
Конец шахматной карьере, а затем и жизни Веры положила Вторая мировая война. Когда она началась, Менчик находилась в Буэнос-Айресе, куда прилетела для участия в чемпионате. Выиграв его, Вера вернулась в Великобританию. Там она получила пост директора Национального шахматного центра, но в 1940-м центр был уничтожен бомбардировкой. В том же году Вера потеряла мужа: Руфус умер от сердечного приступа.
Судьбой ей было уготовано уйти, как Александру Алёхину, — непобеждённой. В конце 1944 года, когда фашисты, находясь уже на последнем издыхании, в очередной раз принялись бомбить Лондон, одна из ракет «Фау-1» прилетела точно в дом Менчик, где она находилась с матерью и сестрой. От взрыва погибли все. В память о выдающихся достижениях Менчик её имя носит кубок, который вручают победительницам Всемирных шахматных Олимпиад.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев