"После смерти Махатмы Ганди поговорить не с кем", — Владимир Путин.
Мохандас Карамчанда Ганди искал индийский путь ко всеобщему благу. Он отождествлял его с индусским путём, но видел его через призму демократических ценностей. Критикуя западную демократию, он исходил из идеалов той же демократии. Высказываясь против капитализма («индийский Рокфеллер не лучше всякого иного») он в то же время выступал с требованиями, прямо направленными на развитие крупного национального капитала. Противоречивость высказываний и поступков Ганди неоднократно отмечалась как современниками, так и позднейшими исследователями.
Идеалом государственности по Ганди было самоуправление, когда «каждый становится своим собственным правителем». Так как любое государство основывается на насилии, оно должно исчезнуть. Основной враг человека, согласно Ганди — это централизация. Будущая Индия, по его мнению, должна была стать федерацией сельских общин, но в этих общинах должен был обеспечиваться суверенитет личности. Так как полностью ненасильственное государство пока недостижимо, в качестве ближайшей цели ставилась задача создать «государство, опирающееся преимущественно на ненасилие». В экономической и социальной сфере предлагалась система «опеки»: капиталисты опекают рабочих, помещики опекают крестьян. Они обязаны заботиться о трудящихся, за что им полагаются комиссионные, а те должны добросовестно трудиться. Ганди считал, что Индии не нужна крупная промышленность, экономика должна основываться на мелком производстве крестьян и ремесленников.
Ганди выступил с программой полного бойкота англичан и их власти. Программа предусматривала:
Отказ индийцев от титулов и званий, полученных от англичан;
Бойкот выборов в законодательные собрания;
Бойкот судов, правительственных учреждений и английских учебных заведений;
Отказ от одежды европейского образца;
Поощрение ручного ткачества и ручного прядения;
Отказ от уплаты налогов.
Средства на кампанию поступали из «Тилак сварадж фонда» и «Халифатистского фонда», которые пополнялись добровольными взносами и поборами с более или менее состоятельных людей (например, на Ганге с каждой лодки, перевозившей продовольствие, торговцы должны были платить в фонд определённую сумму).
Ганди в конце 1921 года писал о том, что народ оказался неготовым к гражданскому неповиновению, и кампанию надо прекратить, но Индийский национальный Конгресс тогда не согласился с ним. Лидеры Конгресса считали, что победа близка, нужно только утроить усилия.
27 декабря на сессии Конгресса было решено предоставить Ганди чрезвычайные полномочия по руководству движением. 1 февраля 1922 года Ганди направил вице-королю Ридингу ультиматум, требуя освободить политических заключённых и отменить контроль над прессой, в противном случае он угрожал начать кампанию неплатежа налогов. Казалось, что решающая схватка приближается...
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1