1:8)
В послании к Титу святой апостол Павел среди требуемых качеств будущего священнослужителя употребляет эпитеты «целомудрен» и «благочестив».
Добродетель «целомудрия» весьма близка общему пониманию «трезвения». Целомудрие предполагает особое возвышенное состояние души, когда ум осуществляет строгий контроль над всеми душевными движениями. В святоотеческой письменности существует фраза, отражающая добродетель целомудрия, как «владычествование души»: «Целомудр, по имени своему на греческом языке значит, как святый Златоуст толкует в беседе 20-й к Римлянам: человека, здравый ум имуща; чему и словенороссийский перевод согласует: целомудр, то есть, человек, целое мудрование, или целый разум имеющий, ничем неиспорченный, нескудный, но во всем достаточный». Соответственно целомудренное состояние приводит к весомым успехам в области пастырского служения: душевное преуспеяние, именно – здравомыслие, или благоразумие как в своем собственном поведении, так и паче в ведении дел по управлению паствою.
«В семейной, исполненной столкновений и ссор, жизни, в постоянных встречах с множеством разнообразнейшего люда, только тот пастырь не изменит себе в этом отношении [в верности исповедания заповедей], кто заранее старался созидать в себе гармоническую целостность настроения благодаря которой его душа, как верный компас, всегда могла бы, если не пойти, то хотя указать всем на правильный путь в том или другом вопросе или явлении нравственной жизни. Эту-то целостность подготовлять должен кандидат священства, помня, что неверность в исповедании христианских добродетелей и заповедей отмщается человеку его природой строже, чем сомнение в истинах созерцательных. Осмеянное целомудрие, попранный сознательно и перед другими молитвенный восторг или оправданное в принципе самолюбие кладут на душе отступника дегтярные пятна и делают ее гораздо более дряблой в следовании пути Христову, нежели самые грехи, допущенные по слабости и покрываемые покаянием».
Таким образом, целомудрие – это полное самообладание, умение управлять своими страстями и быть верным воле Божьей.
Добродетель благопристойности. «Благочестив» (Тит. 1:8). Внутреннее состояние целомудрия обязательно будет проявляться во внешних признаках поведения, через благопристойность и благочестивый образ жизни: «Требуется, чтобы серьезности и важности высокого служения епископа соответствовало нечто внешнее, — требуется, чтобы он не допускал ни излишней роскоши, ни изысканности, ни каких-либо эксцентрических особенностей "в одежде и во взорах, и в разговорах и в походке, так чтобы во всем проявлялось целомудрие души" (блаж. Феодорит Киррский)».
Греческий термин «κοσμιον» был передан в церковнославянском и русском переводах двумя понятиями: «благолепно честный, и показывает, что лик епископа должен сиять таким священным благолепием, которое вызывает всеобщее уважение». Здесь подразумевается с одной стороны различие, а с другой стороны органическую связь внешнего благочестия и внутреннего благоговения, как проявлениях порядочного, достойного поведения. Внешность должна служить именно обнаружением внутренних достоинств священнослужителя.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев