Подписывайтесь на них в Телеграме: https://t.me/righthererightthen «Вот и начался новый "37" год. Чего еще плохого он нам принесет? Хорошего ожидать не приходится».
С таким настроением встречала новый год Людмила Калнина, оставив запись в дневнике. Предчувствие беды ее не обмануло — сначала будет арестован муж, а затем она как жена врага народа. А дневник будет приобщен к следственному делу.
Если открыть тетрадь сначала, то самая первая запись датирована февралем 1936 года. Людмиле двадцать четыре года, она живет в Мытищах. Больше всего ее волнуют отношения с мужем, она чувствует в нем перемену: «Последнее время Ваня стал груб и небрежен по отношению ко мне. А как хорошо было нам раньше!». Возможно причина кроется в «конфликтном деле» на его работе в институте связи. В декабре Ваню исключат из партии, обвинив в дружбе с троцкистами. Следом за этим Людмилу вычеркивают из списков, по которым она собиралась пойти на съезд в Кремлевский дворец: «Теперь меня будут обходить как чумную. Все это еще больше роднит меня с Ванечкой. Больше общественной работой заниматься не буду. Просто свиньи».
В последние дни 1936 года Людмила слушает пластинки Вертинского и Лещенко, ездит за елкой и новогодними подарками. Но за всеми этими хлопотами чувство возмущения и обиды не покидает ее. И праздник не приносит радости: «Горели свечи на елке, и мы пели "Капитан, капитан- улыбнитесь...", а Ванечка лежал на диване грустный-грустный».
Весной наступают «черные» дни.
«10 апреля Ваня арестован ночью в 12 часов. Обыск длился до 3-х часов утра. Все это очень произошло неожиданно и совершенно меня ошеломило. Пришли ночью. Я никак не могла понять что им нужно. Ушли, забрав Ваню и кое-что из его бумаг».
Она знала только, что его отвезли в Бутырскую тюрьму, стала добиваться свидания, но получала отказ. Окружающие смотрели на нее как на прокаженную. Советовали развестись с мужем пока не поздно. Но она нисколько не сомневалась в его невиновности: «Нет, ничто не убедит меня, что Ваня предатель. Этому я никогда не поверю. Если меня вышлют, то не все ли равно где мне голодать - здесь или в Сибири?».
В декабре ей сообщили, что мужа отправили в лагерь на десять лет. После этого она живёт надеждой, вдруг ей позволят поехать к нему. На самом деле 10 декабря 1937 года Иван Калнин был приговорен Военной коллегией Верховного суда к расстрелу, но такие приговоры от родственников скрывали.
Людмила пишет о своей тоске и одиночестве: «Все меня покинули. Даже и писем, и тех я давно не получаю. Боятся наверное писать. Долго ли так будет длиться? Неужели Ваню осудили. За что?»
Еще одна запись в декабре 1937, подчеркнутая следователем двойной красной чертой. Сделана в день выборов в Верховный совет 12 декабря: «Фарс во Всесоюзном масштабе».
В июне 1938 года она была арестована и приговорена к пяти годам как член семьи изменника родины. Дальше о ее судьбе мы не знаем, только то, что в 1957 году Иван и Людмила были реабилитированы.
Дневник Людмилы Калниной мы обнаружили совсем недавно - это большая удача, что он полностью сохранился. Сейчас мы его готовим к публикации и его можно будет прочитать на сайте Прожито: https://prozhito.org/ #московскаякнигапамяти
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1