Трудно было смириться с потерей родного и любимого человека. Ощущения пустоты и бессмысленности, отчаяние, страх и тревога, беспомощность накрыли ее.
После трагедии Валентина Кузьмина с детьми вернулась в Витебск.
Жилья своего у них не было, жили в однокомнатной квартире у мамы. На 18 квадратных метрах разместились пять человек, спать приходилось на полу.
В военкомате вдова воина-интернационалиста слышала один и тот же ответ: «Вы теперь гражданское лицо, пусть горисполком вас сейчас и обеспечивает». В горисполкоме своя песня: «Ваш муж погиб при исполнении служебных обязанностей, пусть военкомат занимается вашими вопросами». Обессилевшая женщина, облаченная в черную шаль, была вынуждена стучаться из кабинета в кабинет, пытаясь добиться хоть какой-то правды. А сколько было отправлено писем в различные инстанции! Казалось бы, в чем проблема? На руках все документы, ничего лишнего она не просит. А проблема, как всегда, была в одном — равнодушии и бесчеловечности.
— Ответы на эти письма у меня хранятся и сегодня. Перечитывая их, удивляюсь, как мне тогда хватило здоровья и сил все это пережить. Все вещи, которые пришли из ГСВГ, стояли во дворе военкомата опечатанные, переодеться не во что, прописаться никуда не могу, потому что нет жилья, нет прописки — нет работы, жили на мамину пенсию. Накануне Нового года я шла по городу и вдруг осознала, что всю иллюминацию вижу в черно-белом цвете. Обида и боль вырвались наружу потоком нескончаемых слез, — делится болью Валентина Николаевна. — На фоне всего происходящего у меня случился нервный срыв. Ордер на квартиру смогла получить только спустя полгода. Это была новостройка, в которой не было ни света, ни газа, ни воды. Жить там в тот момент оказалось невозможно. Я устроилась работать медсестрой в детский оздоровительный лагерь и на все лето с детьми уехала туда. По возвращении нашла работу на полторы ставки медсестрой в близлежащей школе, дополнительно убирала кабинеты, чтобы было на что жить.
В свободную минуту Валентина брала листок и ручку и облачала свои мысли в поэтические строки:
Беспощадно ущелья Афгана
Полоснули чертой по судьбе.
И болит эта гневная рана,
Не давая забыть о себе.
Вместе с траурной шалью
я спрятала
Безутешные слезы свои.
Дни и годы бездарно
не тратила,
Был родительский долг за двоих.
Повзрослевшие дети
«афганцев»
Чтят и помнят погибших
отцов.
А фуражка и китель хранятся,
Да портрет, говорящий
без слов…
Ты извини меня, что мало с тобой встречался на земле
Увы, ни дочь, ни сын Ивана Кузьмина так никогда и не узнали, каково это, когда папа ведет тебя за руку в первый класс. Первое сентября дочери он встречал в Афганистане, а в первый школьный день сына наблюдал за ним незримо с небес.
— Таких людей, как Иван, мало. С ним было легко и интересно. Красивый, умный, добрый, с удивительным чувством юмора. Очень разносторонний человек. Когда работал в ДОКе, его без музыкального образования пригласили в оркестр, хорошо играл в волейбол, в Шперенберге стал инструктором по стрельбе из ПМ. Где бы ни служил, всегда был знаменосцем. Умел находить общий язык и со старшими по возрасту, и с молодежью. Одним словом, душа компании. А когда пел свою любимую песню «Там, за облаками», у всех перехватывало дыхание, — рассказывает Валентина Кузьмина. — Наша жизнь была наполнена какой-то необыкновенной романтикой. Мы прожили вместе всего 13 лет. Я была такая счастливая, что порой становилось страшно. Многие женщины за всю свою жизнь не испытывают столько, сколько я за этот небольшой отрезок времени.
Конечно, в нее влюблялись, ею восхищались. Но она не позволила появиться рядом с собой ни одному мужчине. Свою жизнь посвятила детям и внукам. А они чувствовали ее любовь и заботу, понимали, насколько ей нелегко, и старались радовать своими успехами. Сын Алексей окончил школу с серебряной медалью, затем технологический университет, занимается любимым делом. Дочь Елена после окончания музыкального училища работала педагогом в детском саду, затем получила образование психолога и… надела офицерскую форму. Сначала проходила службу по специальности в органах внутренних дел, затем была участковым инспектором, старшим инспектором по делам несовершеннолетних… Погоны майора ей вручили именно в день рождения отца.
И снова цифра 13. «Чертова дюжина». Иван родился 13 марта, погиб в авиакатастрофе спустя 13 лет после той, когда удалось выжить. С женой прожили вместе 13 лет. Дочь достигла офицерского звания отца 13 марта. Что это? Роковое пророчество? Знак судьбы?
Вечерами Валентина Николаевна пересматривает старые фото и перечитывает письма. В них содержится целая жизнь, которая уже никогда не вернется. После смерти Иван Михайлович стал для своей семьи ангелом-хранителем и оберегает ее на жизненном пути. А цифра 13 стала для семьи теперь как оберег — счастливой.
— Как часто мы забываем, что жизнь коротка, а мы не вечны! — с дрожью в голосе произнесла вдова. — Говорите чаще близким о своих чувствах здесь, на земле, не откладывая на потом.
Комментарии 5