Наверное, никому не надо объяснять, почему внутримышечные инъекции надо делать в верхненаружный крадрант ягодичной области. Во-первых, там крупные мышцы, что менее болезненно для достаточно большого объема раствора и хорошее кровоснабжение для его эффективного рассасывания. Во-вторых, эта зона безопасна, так как нет поблизости крупных сосудов и нервов.
Но есть и отрицательная сторона данной топографии. Во время инъекции игла и содержимое шприца попадают не в столько в большую ягодичную мышцу, как это объясняется, а в лежащую под ее верхним краем – среднюю. А средняя ягодичная мышца в состоянии спазма (миотонический синдром) является одной из частых причин люмбоишиалгии. Это хорошо известно мануальным терапевтам, но незнакомо врачам других специальностей. Во всяком случае, в моей практике достаточно часто были случаи, когда пациенты с жалобами на боли в пояснице и четкими ТТ в этой области, утверждали, что обострение началось после внутримышечной инъекции. Приходилось объяснять, что медсестра не виновата, она сделала всё правильно, по инструкции, но… в данном случае больному просто не повезло. Что можно посоветовать, чтобы избежать подобных инцидентов? Требовать от медсестры поиска триггерных зон – несерьезно, делать инъекции в другие места, например, в дельтовидную мышцу плеча – не всегда возможно, если объем раствора больше 3 мл, делать укол в переднюю поверхность средней трети бедра – болезненно для больного, и там есть свои триггерные зоны.
Наверное, самое разумное, избегать инъекций с «больной» стороны у пациентов с люмбалгией, не забывать общие рекомендации — больной должен быть расслаблен (положение лежа или стоя с упором на другую ногу), а самое главное, надо помнить о возможности такого обострения, чтобы, если случится, не теряться, а грамотно объяснить это больному.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев