Вспоминается, как моя мать объясняла сверхчувствительным малолетним внукам суть этого нелицеприятного явления: «Вы любите суп с мясом, а мясо не растёт на дереве, для этого нужно вырастить и забить бычка (поросёнка и т.д.). А вот коровок трогать нельзя - они дают молоко!». При этом не припомню случая, чтобы ребёнку с его неокрепшей психикой разрешалось присутствовать на процедуре забоя скота. А вот всё остальное - обжиг и разделку туши - дети наблюдали с нескрываемым любопытством. Тем более, когда это сопровождалось познавательными комментариями резака. Тот даже доверял им выполнение посильных вспомогательных операций. Замечу, что мне и брату полученные навыки пригодились в жизни, поскольку после смерти отца эта неприятная миссия перешла в наши руки.
Ну вот как тут расстаться без слёз со своим любимцем! Фото из открытых источников.
Способны на это, разумеется, не все. Дело это тонкое и неприятное, особенно если не обладать знанием анатомии и твёрдыми навыками разделки. Ох, как можно оконфузиться! Но это всё приходит со временем, а вот что самое трудное, пожалуй, - так это забой живности, которая долго с тобой прожила и верой и правдой служила домочадцам. У самого хозяина рука не всегда поднимется, да и домашним наблюдать за процессом невмоготу - душа выворачивается наизнанку. Знаю случаи, когда закалённые мужики уходили в недельный запой от пережитого стресса. Тут главное - постараться сделать всё максимально быстро и безболезненно. Иногда, чтобы легче было настроится, приходилось специально воскрешать в памяти весь негатив, связанный с этими «тварями». В некоторых деревнях было так заведено: чтобы свою скотинку самому не резать, приглашали соседа, а когда приходил черёд его живности - шли с ответной миссией.
Мой отец по праву считался лучшим деревенским резаком. Фото из личного архива автора.
В любой деревне всегда находились люди, для которых забой скота становился чуть ли не второй профессией. В нашей тверской деревне наиболее мастеровитым (а потому востребованным) резаком слыл мой отец, к которому регулярно обращалась добрая половина местных жителей. В ноябре-декабре у него этому были посвящены практически все выходные. По устоявшейся традиции отец начинал церемонию забоя со ста грамм, после чего выходил на несколько минут из-за стола во двор, а возвратившись, просил ещё разок наполнить опустошённый до этого стакан. На недоуменный вопрос хозяев: «Васильич, может хватит, тебе ещё поросенка забивать?» бодро отвечал: «Да тот уже готов!». В знак благодарности каждый преподносил резаку кусок мяса, сала, печени и лёгкого.
Любопытно, что до отца лучшим деревенским резаком считалась приезжая эстонка Эльма, запомнившаяся местным жителям не только необычным именем и умением забивать и разделывать домашнюю скотину, но и мастерской ездой на мопеде.
Наша Эльма давала фору любому деревенскому мужику. Фото из личного архива автора.
Помню, когда отца не стало и нам пришлось взять эту функцию на себя (а резали коллективно), на первых порах возникало много ляпов и комичных ситуаций. Был, например, случай, когда пришлось догонять по деревенской улице убежавшего из хлева поросёнка (казалось, уже забитого нами) с торчащим в шее ножом…
Брат профессионально разделывает добытого кабана. Фото из личного архива автора
При забое есть одно главное правило: его должен производить человек, умеющий это делать - экспериментировать и тренироваться на животных нельзя! И нельзя смерть животного делать потехой, причиняя ему мучение и лишнюю боль. Даже если это делается во благо, ради пищи. Это грех!
Есть и другие нюансы. К примеру, если мясо нужно для себя, то тут можно и самому (без должной сноровки) взяться за дело и управиться за полдня; но если оно пойдёт на продажу, то уже нужен профессионал (экономия времени и совсем другой товарный вид!). К тому же, тот знает технологию любого забоя: если бычок - сначала надо оглушить кувалдочкой или же сразу пулей из ружья в ухо, и лишь потом браться за нож; а вот со свиньёй нужно действовать моментально, пока она в шоке, а иначе потом будет долго метаться по хлеву. Первые такие навыки мы, деревенские мальчишки, получали ещё в детстве, наблюдая за взрослыми и помогая им в разделке туши. Постепенно нам доверяли забой мелкой живности, а уж по-крупному начинали работать годам к 18-20.
Нет комментариев