С Репникова
К Дню работника сельского хозяйства
На Иванах стоит Россия
В селе Колопино, основанном в 1667 году переселенцами из Арзамасского уезда, жили все предки Перякиных. Их было много в многодетных семьях, и все сыновья, словно богатыри из сказки. Но мы расскажем лишь об одном «колене» их богатого мордовского рода – И.Д.Перякине. Иван Дмитриевич родился, рос, женился, здесь работал в колхозе и организовал свое хозяйство.
- Как и все мои предки, я появился на свет в большой крестьянской семье: отец Дмитрий работал бригадиром, мастером сельхозмашин, в 70-е годы прошлого столетия преподавал «Механику» в колопинском филиале СПТУ-5, - рассказывает И.Д.Перякин. - Мать трудилась в местном совхозе дояркой. Из пяти детей в семье, Иван был вторым по счету, поэтому уже с девяти лет трудился на большом подворье, с 14 лет - работал помощником комбайнера. Поначалу совхоз «Краснослободский» был только мясной направленности: молодняк КРС, свиней и овец закупался и откармливался. Дойные коровы появились в общественном животноводстве здесь только в 1983 году. И тому причина – низкое плодородие местных земель, проблема с заготовкой кормов. Но государство помогало выравнивать «дисбаланс», по сравнению с другими зонами дотациями, плюс шла помощь в виде кормов других сельхозпредприятий района.
В кабине комбайна в поле и родилась его романтическая мечта стать агрономом. Родная земля всем привлекала. Неслучайно он окончил техникум и университет по этой специальности. Отслужил «срочку» в инженерно-саперных войсках Венгрии, а в 1982 году вернувшись домой, сразу же начал возить зерно» на автомашине «ГАЗ-52» в совхозе «Краснослободский. Потом стал агрономом, следом – председателем сельсовета. В 1989-ом – 27-летний И.Д.Перякин возглавил совхоз, в котором на то время было 1600 голов КРС мясо-молочной направленности. В 1993 году он ушел к родным братьям, где вместе на Сивинском ДОКе они стали заниматься лесопереработкой, открыли пилораму. Ведь изделия из дерева: двери, рамы, доски - нужны всегда. Но через некоторое время он понял, что может самостоятельно работать. На малую родину вернулся в 1998 году снова директором. В 2001 году на базе обанкротившегося хозяйства совхоза "Краснослободский" организовал КФХ "Од ки"» (в переводе с мордовского «Новая дорога»). Взял более одного гектара земли и занялся растениеводством. А еще купил 50 голов телок для разведения крупного рогатого скота. В 2002 году решили заняться и коневодством, для воспроизводства закупил шесть лошадей: их поголовье вскоре выросло до 40 голов.
Однажды, встретившись с двумя жителями Дагестана, И.Д.Перякин решил приобрести овец. Купил сразу 53 овцематки и два барана-производителя. Эти овцы эдилбаевской породы. По окрасу шерсти они бурые и рыжие, прекрасно переносили летнюю жару и зимние морозы. Но главное преимущество – эти овцы очень быстро набирали вес. Взрослые особи овцематок достигали до 70-80 килограммов, а бараны - до 120...
Так главным направлением КФХ стало овцеводство. Разводить овец на местных просторах оказалось выгодно. Уже в 2003 году только маточное их поголовье составило 850 голов. В 2012 году его брат фермер получил грант по программе «Семейные животноводческие фермы». Благодаря постройке нового двора на 200 коров молочной породы, здесь заново выстроилась новая отрасль.
Все эти годы Перякины, по сути, по-братски стояли плечом к плечу, помогая друг другу. Возле Ивана Дмитриевича находились и оба его сына Дмитрий и Иван. И когда отец решил уступить свое место кому-то из них, то выбор сделал Иван. Он сегодня глава КФХ, у которого в помещениях содержатся 247 голов КРС, в том числе 147 дойных коров и 100 голов овец. Конечно, отец еще выступает в роли наставника, но глядя со стороны, насколько доверительно он полностью отдал бразды правления крестьянско-фермерского хозяйства в руки младшего сына, проникаешься большим уважением к семейным традициям. Понимаем, сбылось отцовское пожелание. Когда-то давным-давно он сказал: «Моя мечта- это продолжение моего дела. Я очень бы хотел, чтобы мои сыновья развивали наш семейный бизнес». И путь к этому простым не был. Но отцу хватило терпения, чтобы никого не принуждать. Он понимает, что в сельском хозяйстве можно работать только по призванию души и любви к своему делу.
- Мой секрет - прост и берет начало из семьи, - говорил Иван Дмитриевич. - В ней было пятеро детей. Рано лишившись отца, пришлось помогать матери по дому, по хозяйству, да и на работе (она работала дояркой) частенько мы были ей помощниками с малолетства. Так что труд был делом привычным и необходимым. Никто не жаловался на усталость, мозоли, да и некому было. Наша сила была в нашем единстве. В верности главному принципу – работать на родной земле. Благодаря своему труду, и выжили, стали людьми, все самостоятельно получили высшее образование, обзавелись семьями. И поэтому все мы до сих пор очень дружны, ничего и никогда не делили. Никогда не сидели на месте. Были едины. Вместе делали общее дело. Не существовало и преград между руководством и подчиненными.
- И наши трое детей это видели, - продолжил рассказ И.Д.Перякин. – И они нам помогали. Семейный подряд. Вот Иван Иванович с 8 класса школы зерно возил, потом на комбайне работал. Освоил профессию ветеринара, так было решено, что хозяйству необходим зоотехник, ветврач, техник искусственного осеменения в одном лице. Большие надежды возлагали. Но оба сына после армии ушли служить в систему МВД. Старший «прижился» в Москве и сказал, что заниматься сельхозпроизводством – большая ответственность и существенный риск. Мол, не хочу так рисковать! Дочь тоже в Москве, а вот Ваня остался рядом. И младший сын через два года службы понял, что это «не его дело» и в 27 лет стал главой крестьянско-фермерского хозяйства. И я, вспоминая как сам «стартовал» в этом возрасте, полностью самоустранился, став подчиненным работником.
Вместе с И.И.Перякиным мы прошли по его хозяйству. Скот сытый, ладный. Везде – чистота и порядок. Спрашиваем, как житель столицы, у которого там жена и двое детей, со всем большим хозяйством управляется, ежедневно преодолевая такие расстояния из Саранска. Говорит, что успевает, главное – продолжить дело родителя. Благодаря трехлетней совместной работе в КФХ, они с ним сблизились, отец отвечает на все вопросы и дает дельные советы.
- В это сложно поверить, но выработалась привычка, - говорит 30-летний Иван Иванович. – Не можем дома сидеть даже в выходной день. Иногда и надо отдохнуть, а уже зов крови – тянет в «колею». И приходишь, творишь чудеса – за восьмерых работников один все дела переделываешь в двух дворах, где стоит дойный скот, на откроме нетели и бычки, овцы, вот сколько сил дают животные и труд на родных просторах. Собственное дело вести интересно, все думаешь, как его развить в плане инфраструктуры. Конечно, значительно усилили техническую базу. За два года приобрели новые телегу, пресс-подборщик, МТЗ-82, опрыскиватель, погрузчик, семиметровую косилку, пресс-подборщик… В 2025 году планируем отремонтировать мастерские и гараж. Построим выгульные площадки для скота при ферме. Этому одно объяснение – зарабатываем, в основном, на сдаче молока на краснослободский маслозавод и чтобы «расти» в молоке – нужно обновить и серьезно заняться воспроизводством стада.
КФХ разработало пойму реки. Главный упор - на улучшение кормовой базы. В этом году заготовили 160 тонн сена и 1800 тонн сенажа, плюс 200 тонн концентратов. Но здесь большая проблема с пастьбой скота. Нет профессиональных пастухов. Поэтому все думы о том, как скот прокормить на месте - надо построить выгульные площадки при ферме. И, конечно, думы о севе многолетних и однолетних трав, зерновых культур.
Как и в старые добрые времена прадедов и дедов, стратегия развития сельского хозяйства здесь не изменилась. Вырастить скот не проблема, последняя кроется лишь в получении урожая, «достичь» которого на песках сложно. Все зависит от небесной канцелярии.
- Где Вы продаете свою продукцию?
- За счет нашего хозяйства и выжил краснослободский маслозавод. С первых дней и доныне отправляем на него свое молоко. Поддерживаем районного переработчика. А вот за мясом к нам едут москвичи, впрочем, приезжают, выбирают жители со всех регионов, и им продаем, начиная от свинины, говядины и баранины… Проблем с реализацией нет. Знают, что у нас качественное мясо, с «руками его отрывают».
- Что нужно для успеха в фермерском бизнесе?
- Главное работать и не бояться трудностей. Труд - это основа. Предлагаю всем покупателям – земля есть, только работайте! Но нет желающих - потребители. Тяжело. Бояться ответственности и риска.
Вот такие наши собеседники – неугомонные, будто настоящие вечные двигатели. За ними просто не поспеть. Сейчас они на ферме, через час в Краснослободске, еще через два – в Саранске. И со всеми находят общий язык. Решают любые вопросы, что на русском, что на мокшанском языках. Иван Дмитриевич и Иван Иванович - люди, которые жить не могут без полей, ферм, лесов и лугов. Все это объясняется одним словом, призвание. Потому как они остаются тем, кем и являются – простыми людьми, крестьянами. И им вовсе не нужно ставить цель в достижении успеха - он приходит в благодарность за любовь и верность земле.
Светлана РЕПНИКОВА.
На снимке: отец и сын Перякины.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 11