– За мной! Под ёлки! – скомандовал Василий.
Все трое скользнули под лапы ёлочек, приготовились к последнему бою. Как длинны и томительны были те короткие минуты! Василий потными руками сжимал холодную сталь автомата, мысленно торопил время: „Что ж вы, гады, топаете, как на прогулке! Здесь она, ваша смерть, под ёлками! Сами погибнем, но и вас положим немало!“
Вот слышен уже хруст сучьев под сапогами, вот шаги почти рядом, кажется, немец идет прямо на тебя. Вот мелькнули сквозь ветки низкие голенища солдатских сапог, еще миг – и Василий готов выпустить во врага свинцовую очередь… Но шаги стали удаляться, цепь миновала разведчиков.
В партизанском отряде
После гибели командира Василий Клюев получил приказ взять командование группой на себя. Разведчиков очень обременял пленный унтер-офицер. Намечалось вывезти немца самолетом через линию фронта, но потом „центр“ приказал передать его в базирующийся неподалеку партизанский отряд Эрен-Прайса – Беляева.
В этот отряд, но в качестве самостоятельной группы, разведчики влились несколько раньше по приказу из „центра“. Дело в том, что партизаны оставались без питания к рациям, а значит, и без связи. Пришлось Василию Клюеву работать не только на свою разведгруппу, но и держать связь с Ленинградским штабом партизанского движения. А позже, когда „сели“ батареи у него, появилась связь у партизан. Разведчики следовали с отрядом и передавали свои сведения в разведцентр через ЛШПД.
15 января 1944 года партизанский отряд Эрен-Прайса – Беляева штурмовал станцию Мшинская. На боевую операцию командир назначил и разведгруппу Клюева.
Партизаны разгромили гарнизон и станцию, шесть часов удерживали ее, потом отошли в лес, в пункт сбора отряда. Клюев радировал в „центр“ об успешном выполнении задания, но получил оттуда вместо благодарности выговор: ему строго напомнили, что у разведгруппы есть свои задачи – чисто разведывательные и рисковать собой и своими людьми он не имел права.
Под Лугой
14 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов перешли в наступление. „Центр“ приказал группе Клюева перебазироваться в район Луга – Оредеж. Оредеж являлся важным опорным пунктом противника, единственным выходом вражеских войск из района Любань – Чудово. В штабе 11-ой Волховской партизанской бригады, базировавшейся в районе озер Черное и Мочалище, Клюев получил батареи для радиостанции. Переправившись через протоки и минуя населенные пункты, разведчики вышли к деревне Бетково.
В густом лесу недалеко от дороги они устроили базу: поставили из парашютного шелка палатку, укрыли её еловыми ветками, соорудили место для костерка. Наблюдательный пункт был у них рядом с дорогой. Под елкой или вывороченным из земли пнем часами лежали они на подстилке из лапника с биноклем и блокнотом в руках, фиксировали все передвижения противника по дороге, подсчитывали количество техники, боеприпасов.
Немцы тщательно охраняли передвижение своих войск. Раз в день их лыжники проходили по лыжне, проложенной в лесу вдоль дороги, и проверяли свой контрольный след. Если заметят, что его пересекает чужая лыжня или иные следы, – пойдут по ним. Но разведчики запутывали следы, петляли своей лыжней по лесу в виде огромной латинской буквы „S“. И когда преследователи доходили до поворота лыжни, они оказывались на виду у разведчиков. Был запас времени уйти от погони или взять немцев на прицел. Но гитлеровцы, как правило, погонями не увлекались. А вскоре оккупантам стало вовсе не до контрольных следов.
К началу февраля 1944 года движение по дороге Луга – Оредеж стало носить все признаки отступления. К Луге сплошным потоком потянулись машины, повозки, орудия, брели потрепанные колонны пехоты. Часто немцы открывали бесприцельный автоматный огонь в сторону леса – нервы у оккупантов сдавали.
11 февраля 1944 года, когда советские войска подошли к Луге, Клюев получил радиограмму „центра“, в которой командование благодарило разведчиков за хорошую работу и приказывало выйти из немецкого тыла.
Последние версты войны
После освобождения Луги от немцев Василий Клюев служил на Карельском фронте, где его неоднократно забрасывали с разведывательными группами во вражеский тыл. С разгромом гитлеровской Германии война для него не закончилась. В мае 1945 года он был отправлен в Маньчжурию на 1-й Дальневосточный фронт. Там советским войскам противостояла японская Квантунская армия.
17 августа Василий десантировался с крупным подразделением наших войск в город Харбин. Десантники разоружали гарнизон, а Клюев, будучи представителем разведорганов, занимался отбором секретной документации японцев. Глядя на груды сваленного оружия и ворохи изъятых документов поверженной армии, он мечтал, чтоб эта война была последней в истории человечества.
Послесловие
В семидесятые годы Василий Павлович Клюев был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Он стал дополнением к его боевым наградам – орденам Боевого Красного Знамени, Славы третьей степени, Отечественной войны и медалям. Долгое время после войны Василий Павлович считал, что орден Боевого Красного Знамени получен им за ряд успешных боевых операций. Но вот недавно он получил подтверждение, что боевым орденом его наградили за разведывательную работу в тылу врага в январе –феврале 1944 года, способствовавшую освобождению Лужского района. Всего же во время Великой Отечественной войны В.П. Клюева шестнадцать раз в составе разведывательных групп забрасывали во вражеский тыл. Шестнадцать раз он выходил оттуда победителем
Комментарии 1