Военный бюджет России: объявляемый и теневой
1. Расходы федерального бюджета
Расходы на оборону — это только прямые расходы минобороны. В 2024 году они могут составить до 7-7,5% ВВП.
Подробнее - здесь. Кроме того, часть прямых расходов или связанных с военными действиями записано в другие статьи бюджета. Самое очевидное — это часть расходов на экономику (в части субсидий военным предприятиям), на здравоохранение (за пределами госпиталей Минобороны), на социальное обеспечение (в части выплат за погибших, пенсий и пособий раненым, федеральной выплаты контрактникам и т. д.), на науку (в части военных исследований).
Наконец, расходы на восстановление Мариуполя и других подобных городов, которые проходят по статье госинвестиций.
Количественно оценить трудно, но 2-3% ВВП в год наверняка можно добавить.
2. Кредиты
Бывший банкир Morgan Stanley Крейг Кеннеди оценил, что с середины 2022 года произошло аномальное увеличение корпоративного долга на 415 млрд долларов (+71%), что составляет 19,4% ВВП. От 50 до 60% этой суммы, по его оценкам, от $207 млрд до $249 млрд пошло на льготное финансирование бизнеса, связанного со спецопераций Путина, Лаврова, Шойгу и других . Это 3-4% ВВП в год.
Критики Кеннеди, в частности уехавшие за границу оппозиционеры Сергей Алексашенко и Дмитрий Некрасов, известные
своей позорной защитой «устойчивости российской экономики», опровергают тезисы Кеннеди, но после
их самостоятельных расчетов выясняется, что их опровержение частичное, банковская система дала на боевые действия $70-100 млрд кредитов. Оценка в 2-3 раза меньше. Остальные расходы в большей части тоже из-за боевых действий, но не потрачены прямо (типа замещения иностранных кредитов российскими, скупки уходящих иностранных бизнесов, прекращения авансирования платежей за экспорт и т. д.). Так себе опровержение, если честно.
Как бы то ни было, но от 1 до 4% ВВП ежегодно по линии кредитов добавляется наверняка.
3. Региональные и местные бюджеты
Из них тоже идет немаленький поток денег. В частности, они (а не Минобороны) финансируют разовые выплаты при заключении добровольцами контрактов с Минобороны (это миллионы рублей на человека). Только это могло добавить более триллиона рублей госрасходов. А еще их заставляют идти на льготы для оборонных предприятий, участвовать, насколько мы понимаем, в финансировании похорон военных – следствии устроенного Путиным, Лавровым, Шойгу и другими 24 февраля. И, наконец, расходы приграничных областей, прежде всего Курской на беженцев, а также на восстановление разрушений в результате атак иностранных беспилотников.
В общей сумме мы бы оценили это минимум в 1-2% ВВП/год.
Итого: военные расходы России уже 11-20% ВВП. И, если оценивать расходы, косвенно связанные с военными действиями, то цифра будет скорее ближе к верхней планке.
Сам Путин оценивал совокупные военные расходы СССР в 80-е годы (под бременем которых и рухнул СССР) в 13%.
Делайте выводы.
Комментарии 7