Часть 3.
Чем запомнилась Всемирная выставка в Париже 1937 года, работавшая с 25 мая по 25 ноября 1937 года, для которой и создавалось это панно? В первую очередь, ПРОТИВОСТОЯНИЕМ помпезных павильонов СССР и Германии. Залы обоих павильонов были украшены роскошными произведениями искусства, прославляющими жизнь, идеалы и трудовые подвиги каждого из народов. Огромная мозаичная карта «Индустрия социализма» (4,5 х 6 метров) с отмеченными стройками нашей страны, выполненная с применением более 10 000 самоцветов и драгоценных камней поражала зрителей. Вот где-то там, на стене зала «Строительство» с 5-метровой моделью так и не построенного Дворца Советов в центре, экспонировалась наша панорама ещё недостроенного тогда канала Москва-Волга.
Так кем были люди, сделавшие панно? Как они связаны с художниками Ленинградского фарфорового завода? Почему сюжет картины был заимствован авторами медальона на Речном вокзале? К сожалению, не на все эти вопросы пока нашлись ответы.
Игорь Васильевич Ткаченко (1904-1974) - архитектор по профессии. Кроме многих иных строений в обсуждаемые годы разработал архитектурный облик пяти мостов через обновлённую в результате подключения волжской воды реку Яузу в г. Москва (в 1939-1941 годах). Но явно был не чужд и художественному творчеству. Известны его графические работы с архитектурными и интерьерными сюжетами. Можно осторожно предположить, что его роль в создании панно могла быть более технической: условно, но точно отобразить значительную часть сооружений канала и прилегающих мест, не отклоняясь далеко от реальности. Тем более, что часть сооружений канала ещё, видимо, даже не были спроектированы к началу работы над панно. Этим можно объяснить несуразный Волжский маяк.
Фёдор Фёдорович Платов (1895-1967) – действительно, уже известный на тот момент художник или «литератор и живописец», как сам он себя называл. Увлекался поэзией, прозой и многими видами живописи и графики: акварелью, полиграфической иллюстрацией. Работал в технике плаката в 20-е, в 30-е увлекался идеями композитора Скрябина о синтезе живописи и музыки. Но вот оказалось, не пренебрёг и возможностью поработать и с монументальной живописью. и это, надо сказать, и привело его к международному успеху.
К сожалению, пока не удалось даже определить размеры самого панно и технику, в которой оно было выполнено. Как-то оно не попало в рамки снимков и фильмов той выставки. Судьба панно после её завершения не выяснена. Следы его, как и многих других уникальных произведений этой выставки, теряются. Известно только, что художник Ф. Ф. Платов получил бронзовую медаль выставки за эту работу.
Главным художником интерьеров советского павильона был назначен известный художник-авангардист Михаил Николаевич Суетин (1897-1954), сподвижник знаменитого Казимира Малевича. Именно супрематические приёмы школы Малевича ложатся в основы форм интерьеров залов советского павильона и хорошо гармонируют с формой самого здания. Оказывается, в это же время Суетин работал в должности главного художника того самого ломоносовского фаянсового завода в Ленинграде, что сделал медальон. Можно предположить, что влиянием Суетина объясняется отбор части экспонатов и на выставку в Париже, и украшений на здании Северного речного вокзала, как частей важнейших государственных заказов, выполняемых одновременно за счёт казённых средств. Предположительно, в этой логике становится возможной передача сюжета, выполненного одними художниками для реализации другими выразительными средствами и другими художниками. Кстати, во Всемирной Парижской выставке участвовали со своими работами и многие подчинённые Суетина с ЛФЗ. В том числе и автор «большеволжского» медальона на Речном вокзале - Тамара Николаевна Безпалова-Михалева. И тоже получила серебряную медаль выставки за… вазы с цветочной композицией.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев