С. Золотухина
Спектакль "Товарищь, верь..."
Премьера: 11.04.1973 г.
М. Дмитриевская. «…И назовет меня всяк сущий в ней язык: Пушкин как театральный персонаж», Петербургский театральный журнал. 2015, № 3(81).
"С самого начала на сцене было две кареты. Одна — массивная, золотая — прочно стояла на земле. Когда на фразе «Россию вздернул на дыбы» актер, игравший Николая, «вздергивал на дыбы» эту карету, мы физически ощущали ее тяжесть. Другая карета — черный дорожный возок — парила в воздухе, летала из конца в конец. Это возок Пушкина, на крыше которого чаще всего стоял В. Золотухин и читал, раскачиваясь, летая над сценой в ритме стиха…
Композиционно спектакль напоминал несколько раскручивающихся спиралей: ассоциации, продолжая одна другую, в какой-то момент возвращались к исходной точке, а от нее шли в следующий «винт».
Вот Пушкин заканчивает «Годунова». Отзвучали голоса трагедии, одними губами, без единого звука «прошевелил» Л. Филатов — Пушкин: «Народ безмолвствует», — и авторские ассоциации обращаются к театру, для которого написана пьеса: «Театр уж полон». Это и мечтания Пушкина о сценической судьбе «Годунова», и его воспоминания о театре. И сразу — строка из того же «Онегина»: «Всё хлопает. Онегин входит». В распахнувшиеся двери зала входят вся пять Пушкиных (а их было там пять: Л. Филатов, Б. Галкин, В. Золотухин, Р. Джабраилов, И. Дыховичный — буквально по слову Н. Гнедича: «Пушкин-Протей»), идут «меж кресел по ногам», оценивая сидящую в зале публику: «Значительная часть нашего партера слишком занята судьбою Европы…» Мысль снова возвращается к петербургскому периоду, по ассоциации возникают воспоминания о первой, петербургской, встрече с Керн, затем — с нею же в Михайловском. Михайловское. Близость к Пскову. Мысли о «Годунове». Круг замкнулся. Мысль вернулась к нему же, но обогатившись и развившись по дороге.
Что же играли в «Товарищ, верь…»? Играли не события, факты биографии Пушкина, не внешнее сходство, не Пушкина с бакенбардами и кудрями, а свойства его натуры и творчества, свое представление о нем, стилистические формы его жизни и творчества, миф о Пушкине и реальное удивление документу, словно сегодня писанному… Пушкин рождался из форм своей поэзии, из ее неистовства и печали...
... Таганка «смело и весело» глядела в глаза Пушкину, играя с тем расположением души, которое сам он называл вдохновением («Вдохновение есть расположение души к живейшему принятию впечатлений»)".
#музейвзолотухина #Золотухинвтеатре #театрнатаганке #ЮрийЛюбимов #гмилика
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев