10 нояб. 2022 г.
4 мин. чтения
ОТ КАРАБАНОВСКОЙ ПОЛИЦИИ ДО КАРАБАНОВСКОЙ МИЛИЦИИ
(Доклад на XVII Стромиловских чтениях 15 октября 2022 года)
Одной из граней истории города Карабаново является летопись его правоохранительных органов. К сожалению, дата создания Карабановской фабричной полиции неизвестна. Её первое упоминание относится к 1901 году. Тогда службой руководил надзиратель Успенский. В этом году он разгромил группу, приехавшую из Владимира для создания социал-демократической ячейки. При этом была изъята подпольная литература. Успенский носил погоны с двумя просветами, то есть имел чин подполковника или полковника. Надзирателю поставляли сведения обходные и смотрители казарм, а также мастера фабрик и другая агентура.
В 1905 году Карабановская фабрика Барановых, в отличие от Александрова и Струнино, не сыграла значительной роли в революционном движении, но всё-таки 25 октября на ней состоялась забастовка, продолжавшаяся 3 дня. Действиями полиции, поджогами сараев, мобилизацией черносотенцев, спаиванием отсталых рабочих и вызовом роты солдат из Александрова она была ликвидирована. В донесениях владимирскому губернатору за 1906-1909 годы упомянуты столкновения карабановских рабочих с полицией.
В книге С.Д. Фомина «Перед рассветом» в главе «На Карабановской фабрике» в художественной форме изложен арест активного забастовщика С.Д. Суворова. Успенский 1 мая 1907 года усилил дежурство городовых на фабрике, но всё же в тот день состоялась первая в Карабанове демонстрация с красным флагом и пением революционных песен. В ней участвовало около десяти человек. После того, как полицейские набросились на шествие, демонстранты разбежались, но удалось схватить его организатора Николая Павловича Некрасова и ещё пятерых участников, трое из которых сознались в своём участии в этой демонстрации.
Следует ещё отметить, что полицейский надзиратель присутствовал на беседах в чайной, проводимых старшей учительницей фабричной школы М.А. Титовой. Кроме того, руководитель полиции в Карабанове интересен тем, что был владельцем первого тамошнего мотоцикла, якобы полученного в подарок от хозяина фабрики. Ездил он с лета 1908 года в кожаном шлеме с очками, кожаной куртке и сапогах, производя неизгладимое впечатление на карабановцев, прежде не видевших ничего подобного. Если мотоцикл глох, то полицейские сами катили его на стоянку.
Ещё Успенский остался в памяти жителей Карабанова, как ухаживавший за одной из дочерей священника А.И. Сокольского. Они вместе пели около дома причта. Отправляясь в Александров на служебной бричке, он захватывал с собой и поповну. Целиком доверяя своей симпатии, надзиратель один раз неосторожно рассказал о предполагавшейся поимке рабочих на маёвке. Поповна сообщила об этом своей матери, та – прислуге, которая, в свою очередь, - участникам сходки. В результате полицейская операция сорвалась. В 1908 году Успенский почему-то был уволен.
К этому году относится штат полицейской команды при фабрике Товарищества Троицко-Александровской мануфактуры Барановых. Там значится один старший городовой с окладом 300 рублей в год и 11 младших городовых с окладом 240 рублей в год. Зарплата, квартира с отоплением и освещением, а также вооружение у них были за счёт Товарищества. Этот документ подписал 17 июня 1908 года заместитель министра внутренних дел Морозов.
Интересно отметить, что в то время фабричные полицейские занимались контрольно-пропускным режимом. В то время пропусков не существовало и всех сотрудников они были обязаны знать в лицо. Поэтому если новый человек пытался первый раз пройти на фабрику, то возникал примерно такой диалог: «Эй, господин! Вы! Вы! Подойдите сюда! Вы зачем идёте на фабрику?». И человек отвечал примерно следующее: «Да я вот только что утроился туда-то». И ему отвечали: «Ну, ладно, идите».
Карабановская фабричная полиция благополучно функционировала до отречения Николая II, произошедшего 2 марта 1917 года. После получения известия об этом полицейские не показывались на улице. Полицейский надзиратель Орлов уехал в Александров, передав руководство старшему полицейскому Пученкину. В ближайшие дни по инициативе рабочих начались аресты и разоружения полицейских, не успевших скрыться. Не желавшего снимать форму и оружие Пученкина, всё же заставили это сделать. Арестованных полицейских отправили в Александровскую тюрьму. По мнению карабановских краеведов А.А. Афанасьева и А.Г. Лушникова, это произошло 2-3 марта. По мнению писателя-краеведа Ю.Н. Худова, – 15 марта.
Из Александрова прибыл прапорщик, назначенный комиссаром фабрики. В его распоряжении было десять вооружённых людей. Они-то первое время и следили за порядком. Советом рабочих депутатов 21 апреля была создана народная милиция во главе с комиссаром Беляевым. К счастью, сохранилось фото этих людей. На нём очень необычно смотрятся два человека, держащие винтовки со штыками. У некоторых других – «шашки-селёдки», явно снятые с фабричных полицейских.
Милиционеры охраняли фабрику от пожаров и хищений, а также обеспечивали общий порядок. Нельзя не отметить, что в то время это всё делалось на общественных началах под названием «обязательная революционная повинность». Фабрика выделяла рабочих и служащих, дежуривших по неделе. Они несли постовую и караульную службы. Зарплата не выплачивалась. Вооружённый отряд карабановцев после боёв в Москве влился в состав местной милиции.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев